Статья

22.09.2016
Ирина Дробышева
От географии к геоэкономике

От географии к геоэкономике

Международные транспортные коридоры (МТК) «Приморье-1» и «Приморье-2» способны принять на себя до 50 миллионов тонн внутрикитайского потока грузов. Эти направления представляют интерес и для других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Транзит через территорию Дальнего Востока и российские транспортные магистрали может существенно удешевить затраты зарубежных грузоотправителей.

Что необходимо предпринять, чтобы МТК стали более открытыми и привлекательными для инвесторов? Каковы перспективы использования Северного морского пути? Эти и другие вопросы транспортной интеграции были в центре дискуссий международных экспертов на Восточном экономическом форуме.

«Эффективное использование транзитного потенциала России - одна из наиболее актуальных задач транспортной отрасли. Через Дальний Восток проходят кратчайшие маршруты "восток - запад", а движение по Транссибу в сравнении с возможными альтернативами сокращает время перевозок на треть, - заявил министр транспорта РФ Максим Соколов. - Особое внимание правительство уделяет контейнерным перевозкам, их доля ежегодно растет. В ближайших планах - расширить транспортные возможности БАМа как на запад, так и на восток, запустить МТК "Приморье-1" и "Приморье-2" - масштабные инфраструктурные проекты, реализуемые совместно Россией, КНР и частными партнерами».

Выгодное положение между югом Китая и Россией позволяет провинции Хэйлунцзян вывозить товары морем через порты на юге Приморья в южные провинции КНР, Японию, Корею и другие страны.

«Объем перевозок достигает 23 миллионов тонн в год, и есть потенциал для его существенного роста. Соглашения, которые мы подписали с министром транспорта России, рассчитаны на то, чтобы китайские предприятия максимально задействовали приморский транспортный коридор, - отметил зампредседателя правительства провинции Хэйлунцзян Ли Хайтао. - Планируем выйти на годовой оборот в 60 миллионов, а затем - на 70 миллионов тонн грузов. Сейчас мы зерно везем на юг Китая по железной дороге, но если использовать приморские коридоры и порты, это повысит эффективность транспортировки. Кроме семи миллионов тонн контейнерных грузов мы можем поставлять на юг КНР 25 миллионов тонн зерновых. Товары из Японии и Кореи в Китай тоже могли бы поступать через Приморье».

Эксперты подсчитали, что с запуском двух приморских транспортных коридоров китайские грузоотправители смогут экономить до 700 миллионов долларов в год. Эффект для экономики Приморья - ежегодное увеличение ВРП на четыре процента и создание более трех тысяч новых рабочих мест. Верхнеуровневая оценка инвестиций - около 145 миллиардов рублей для МТК «Приморье-1» и около 170 миллиардов - для МТК «Приморье-2». Средства необходимы на период до 2030 года.

Хорошими считает перспективы транспортировки грузов по Транссибу в Европу президент компании Samsung Electronics.

«Раньше мы использовали только морской путь, время в пути - около 50 дней. Попробовали перевозку по Транссибу, в том числе для поставки комплектующих на завод в Калуге: сроки доставки - 14 дней по приемлемым тарифам. Это очень эффективно для нашего бизнеса, ведь для грузоотправителя важны три элемента: минимизация времени доставки, пунктуальность и конкурентоспособность по затратам, - подчеркнул Сан Чжин Пак. - И мы обдумываем новую инициативу: хотим отправлять контейнеры с продукцией наших заводов, расположенных в КНР, через один из китайских портов во Владивосток, а затем через Транссиб до портов в Европе, например, в Таллин, далее - в Венгрию, Словакию и другие страны. Переговоры с российской стороной прошли продуктивно».

Сейчас по обе стороны границы министерства и ведомства совместно с бизнесом работают над совершенствованием транспортной инфраструктуры и административных процедур, чтобы повысить конкурентоспособность этих маршрутов и выйти на максимальную эффективность.

Привлекательны транспортно-логистические линии не только на юге, но и на самом севере Дальнего Востока.

Разработкой финансово-экономической модели развития Северного морского пути (СМП) совместно занялись минвостокразвития и Аналитический центр при правительстве России.

Как считает один из экспертов, контейнерные перевозки по Севморпути могут и должны стать составной частью транспортных коридоров между Юго-Восточной Азией и Европой, и это может обеспечить его взрывное развитие. А Максим Соколов отметил: в ближайшее время грузооборот СМП составит около 20 миллионов тонн, через пять лет - 30-35 миллионов тонн в год.

«Государственная постановка вопроса по развитию Севморпути справедлива и оправдана. Арктика - это углеводороды, оборона, поддержание северных территорий, завоз грузов, экология. Принципиальный пункт, вокруг которого больше всего дискуссий, - использование СМП как транзитного пути для постоянно действующей контейнерной линии. На мой взгляд, важно увязать его финансово-экономическую модель с общим развитием Дальнего Востока, с новыми экономическими инструментами. Большинство экспертов сошлось в том, что уже сегодня реально продвигать туристическую составляющую проекта и задуматься о строительстве пассажирского судна ледового класса. Интерес к путешествиям в Арктику большой, и его можно и нужно удовлетворить», - отметил директор Дальневосточного НИИ морского флота Ярослав Семенихин.

За последние три-четыре года в развитии международной транспортно-логистической инфраструктуры появились и другие проекты и идеи - Евразийский экономический союз (ЕАЭС), китайский мегапроект «Один пояс, один путь». Это не столько разные маршруты между Европой и Азией, сколько создание единого экономического пространства - Новой Евразии. Такие новые обстоятельства выводят МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» на новый уровень: они становятся частью логистической системы, обслуживающей не только региональный транзит, но и трансконтинентальные грузопотоки из стран АТР в западную часть России и далее в Европу. Это поможет Приморью и другим регионам округа по-настоящему интегрироваться в экономику АТР и, что немаловажно, зарабатывать на роли транзитера.

Между тем

С 1 октября пункты пропуска в зоне действия закона «О свободном порте Владивосток» переходят на круглосуточный режим работы, вводится режим «одного окна» на границе, обязательное предварительное электронное декларирование, «зеленый коридор» для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности и режим свободной таможенной зоны для резидентов. Эти и другие новации, обеспечивающие «бесшовное» пересечение грузов на границе, по мнению экспертов, дадут новый импульс развитию МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» и рост транзитных перевозок через территорию ДФО.

Голосов:
1

Комментариев: 0

Просмотров: 10187

Поделиться

Новости

06.02.2019 //15:50
Около 2000 человек из 23 стран примут участие в «Студенческой весне стран БРИКС и ШОС»
27.07.2018 //13:35
В Йоханнесбурге открылся десятый саммит лидеров стран БРИКС
29.06.2018 //14:56
Форум молодых дипломатов стран БРИКС прошел в столице ЮАР
18.06.2018 //16:50
Молодые лидеры стран БРИКС встретились на форуме в Ульяновской области
15.06.2018 //17:55
Челябинск и Бишкек установили побратимские отношения
05.06.2018 //14:45
В столице ЮАР прошел первый футбольный чемпионат представительств стран БРИКС
01.06.2018 //11:57
В ЮАР прошел Академический форум БРИКС
25.05.2018 //12:58
Россиянка стала победительницей первого конкурса Miss BRICS International
28.02.2018 //16:46
БРИКС может подключиться к восстановлению Сирии как на двусторонней, так и на коллективной основе - эксперт
23.11.2017 //11:55
Около 70 российских университетов вошли в рейтинг лучших вузов стран БРИКС

Все новости

Также по теме