Интервью

09.03.2017
Маша Мериль: «Великие российские фильмы незабываемы»

Маша Мериль: «Великие российские фильмы незабываемы»

Третий Фестиваль российского кино в Париже проходит с 6 по 14 марта

«Когда русские поют» - так звучит тема этого года. Комедии, мелодрамы, авторское кино, шедевры прошлого века и совсем свежие ленты: программа сможет удовлетворить самых требовательных синефилов и подарить множество открытий обычным зрителям.

«Крестная» и вдохновительница фестиваля, знаменитая французская актриса театра и кино русского происхождения Маша Мериль (по рождению Мария-Магдалина Владимировна Гагарина) ответила на вопросы корреспондента RBTH о своем видении российского кино и о концепции фестиваля.

- Российское кино не так хорошо известно французской публике и почти не востребовано французским кинорынком. Почему Вы взялись за организацию этого фестиваля, к тому же, каждый год с определенной тематикой?

- Продюсер Марк Рюскар, который задумал этот фестиваль, хотел найти для него такую «крестную», которая бы представляла сразу две страны - Россию и Францию. У меня русские корни, но я воспитана на французской культуре и известна во Франции. И вообще, я синефил, меня интересует история кино. Далеко не все актеры так интересуются киноискусством. Я провела всю свою молодость в кинозалах с друзьями и единомышленниками того времени - Годаром, Трюффо, Даньо-Вакрозом. Мы смотрели фильмы по 4-5 часов каждый день. Для меня это было необходимо - увидеть все, что делали режиссеры и актеры до меня.

Сегодня нужно бороться, потому что 20-30 лет назад была волна большого увлечения российским кино, которая сегодня утихла, кроме интереса к таким режиссерам как Звягинцев, Кончаловский и еще нескольким. При этом, каждый раз, когда нам показывают российский фильм, французский зритель оказывается очень сильно впечатлен увиденным. Особенно синефилы, студенты киношкол, которые разбираются в киноискусстве и могут оценить его по заслугам. С современным кино ситуация немного иная. Российское общество переживает трансформацию. Ему нужно переварить либерализм, чтобы снова начать снимать шедевры.

Я считаю ужасным и парадоксальным, то, что с приходом интернета возможности расширяются, а синефилов становится все меньше и меньше. Молодежь не сморит старые фильмы. Для них кино начинается с американцев, со Скорсезе. Моя роль, и роль всей нашей команды - служить гидом, своего рода индикатором. Помочь им выбрать и спровоцировать интерес. В том числе поэтому мы каждый год выбираем какую-то тему.

Выбор такой широкий, что нужно как-то упорядочивать этот процесс. Это позволяет нам рассматривать различные жанры. Для темы «Когда русские любят» было не сложно отобрать ленты, поскольку во всех фильмах есть история любви. «Когда русские смеются» - было любопытно увидеть реакцию зрителя, потому что французы думают, что у русских отсутствует чувство юмора. «Когда русские поют» - будет интересно посмотреть все эти имитации американских музыкальных комедий на русской почве.

- Жанр музыкального кино еще актуален, не кажется ли он сегодня слишком наивным?

- А кто получил «Оскары» У «Ла Ла Ланд» шесть «Оскаров»! Сейчас этот жанр триумфально возвращается. Кинематограф так много внимание уделяет социальным проблемам, бытовухе, повседневным мелочным делам и разборкам, что публике вдруг захотелось поэзии и музыки. Мне как никому понятно могущество музыки. Мишель Легран (известный французский музыкант и композитор, трижды обладатель кинопремии «Оскар» за лучшую музыку к фильму, супруг Маши Мериль - авт.) живет в мире, который превосходит все: он включает в себя и политические мнения, и эстетику, и настроения, и любовь.

Это гораздо сильнее, чем что-либо. Музыкальные фильмы все еще актуальны, потому что нам необходимо вернуться к чему-то вневременному. Естественно, без злобы дня в них не обходится, но повествование как будто парит над всеми этими проблемами. И в этом современный зритель очень нуждается.

- А как сюда вписывается тема революции?

- В связи со столетием Октябрьской революции нам очень хотелось показать все те великие фильмы, которые были сняты на эту тему в разные периоды истории страны. Это преследует не только педагогические цели. Мне кажется, что каждый раз, когда молодой синефил видит подобные ленты, он оказывается буквально ошарашен. Он не ожидал увидеть такое грандиозное, богатое и хорошо снятое кино.

Мы также преследуем цель показать кино, которое имело большой успех у российского зрителя и которое французы совершенно не знают. Те, кто отбирают фильмы на международные фестивали, от России берут всегда примерно одно и то же - ужасные, сентиментальные или военные фильмы. И никогда те, которые нравятся российскому зрителю.

Кино - это еще и анализ изнутри того, что из себя представляла коммунистическая Россия. Об этой стране рассказывают много глупостей. Лично я думаю, что кинематографисты более правдивы, чем политики.

Политики всегда ангажированы, они пытаются направлять, тогда как кинематографисты обязаны иметь своим призванием донесение истины, отражение эпохи. Я больше доверяю кинематографу, чем политикам. Благодаря этим фильмам видна эволюция режима. Настало время сделать инвентаризацию эволюции коммунизма с учетом всего того, что было в нем хорошего и плохого. Кто-то по этой эпохе испытывает ностальгию, и нужно, чтобы люди поняли, почему. Кино может это объяснить.

- Есть ли разница в подходе к кинематографическому искусству в целом у русских и французов?

- В России все, что касается спектакля - свято. Еще при царе не было ничего зазорного в том, чтобы жениться на танцовщице или певице, они уподоблялись живым богиням. Во Франции аристократы не женились на танцовщицах, они их содержали. Есть большая разница в том, что является «цементом» страны. «Цементом» России, на мой взгляд, является искусство, и, главным образом - живой спектакль: танец, музыка, пение и, конечно, кино, которое объединяет все это.

Когда молодой российский режиссер начинает снимать кино, он вкладывает в него всю свою жизнь, зная, что люди, которые будут смотреть его работу, будут очень взыскательны. С некоторого времени во Франции кто попало берется снимать кино, не имея для этого соответствующего образования. Для меня кинематографист - это тот, кто выбрал кино своей религией и закончил профессиональную школу.

Очень часто российские кинематографисты еще и музыканты. На мой взгляд, эти два вида искусства очень близки. Монтаж фильма сродни сочинению музыки. Французские кинематографисты не разбираются в музыке. Мишель Легран часто мне говорит, что ему очень сложно работать с некоторыми французскими режиссерами, потому что у них нет никаких реминисценций, они боятся музыки. Русские с этой точки зрения, образованнее.

Но, если обобщить, у французов с русскими всегда было какое-то взаимное восхищение друг другом. Я думаю, что французы очарованы русским безумством, а русские, в свою очередь - французским картезианством. Андрон Кончаловский мне говорил: «У тебя всегда есть причины для всего. Ты все анализируешь! Мы не анализируем, мы просто живем ». Это критика и восхищение одновременно.

- Каким был принцип отбора фильмов в конкурсную программу фестиваля?

- Что касается конкурса, в нем участвуют и фильмы молодых режиссеров, и уже известных, как Лунгин и Кончаловский. Есть определенный дисбаланс в выборе, но я считаю это справедливым - это законы конкуренции, война своего рода. Благодаря нашему спонсору, который с первого года поддержал фестиваль, мы сможем вручить приз размером 20 тыс. евро компании, которая возьмется организовать прокат фильма-победителя во Франции.

Я бы предпочла поддержать молодое кино, но критерии, по которым будет выбран лауреат, определяет жюри. В любом случае, мне подходит любое решение, которое будет способствовать продвижению российского кино. Великие российские фильмы незабываемы, вне зависимости от вкусов зрителей - будь то синефилы, обычные зрители или профессионалы - это совершенно однозначно.

Голосов:
0

Комментариев: 0

Просмотров: 514

Поделиться

Также по теме