Статья

13.04.2017
Андрей Стариков
Первый литовский газотурбовоз может стать потребителем российского топлива

Первый литовский газотурбовоз может стать потребителем российского топлива

В Литве создадут локомотив на сжиженном природном газе (СПГ). Не исключено, что первый прибалтийский газотурбовоз в итоге будет «кормиться» недемократическим российским топливом. Преимущество СПГ из России - его цена. Заправляться норвежским газом в Клайпеде остается сравнительно дорогим «политическим удовольствием».

Компания Lietuvos gelezinkeliai («Литовские железные дороги» - прим.), клайпедское предприятие морских погрузок Bega, компания Klaipedos nafta, Клайпедский университет и Вильнюсский технический университет им. Гедиминаса в конце марта подписали соглашение о создании локомотива на СПГ. Предполагается, что литовский газотурбовоз будет курсировать от грузовых компаний до портовой железнодорожной станции. В дальнейшем это расстояние планируется увеличить.

Помимо создания локомотива, было подписано соглашение о производстве транспортировочного смартконтейнера для СПГ.

Его изготовлением займутся американская корпорация Emerson, норвежская компания DNV-GL и литовское предприятие инженерной промышленности Vakaru laivu gamykla.

Первый в мире газотурбовоз мощностью 1600 кВт был построен в 1941 году фирмой Brown, Boveri & Cie в Швейцарии. Потенциал его силовой установки использовался лишь наполовину, КПД не превышал 7-9%. В России газотурбовоз появился в декабре 1959 года. Его мощность составляла 2574 кВт (3500 л. с.), КПД - 18,5%. Низкий КПД, в два раза уступающий тепловозам, не позволял этому виду локомотивов конкурировать с тепловозными дизелями. Производственные работы по газотурбовозам были прекращены.

Но в XXI веке газотурбинная тяга начинает возвращаться на железные дороги. Рост тепловой экономичности газотурбинных двигателей возрождает к ним интерес, производство оживает. В 2009 году ОАО «РЖД» получает диплом Книги рекордов Гиннесса за создание самого мощного в мире магистрального газотурбовоза, работающего на сжиженном природном газе. В феврале 2017 года газотурбовоз ГТ1h-002, первый серийный российский локомотив, работающий на СПГ, совершает свой дебютный рейс. Теперь о локомотиве на сжиженном природном газе всерьез задумались в Литве.

Преимуществом современных газотурбовозов является повышенная тяговитость, экологичность, возможность работы на дешевом газовом топливе, а также возможность эксплуатации на неэлектрифицированных участках железных дорог.

В литовском случае интерес представляют два аспекта: экологический и ценовой. Хотя наднациональные ревизоры пока и не добрались до железнодорожного транспорта, нормы Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря с судов (MARPOL) были ужесточены. С 1 января 2015 года владельцы судов, работающих в Балтийском и Северном морях, были обязаны перейти на более экологически дружественное топливо, содержание серы в котором не превышает 0,1%.

Ранее этот показатель находился на отметке в 1%. С 2020 года во всех портах Евросоюза начнет действовать ограничение на содержание серы в топливе в 0,5% вместо нынешних 1,5%. Экологическая компонента европейской энергетической политики диктует свои правила: транспорт должен быть чистый, дружественный природе. На смену дизелю приходит сжиженный природный газ, растет использование СПГ в качестве бункерного топлива в Балтийском регионе.

В конце января из Таллина в Хельсинки в свой первый рейс вышел паром Megastar - суперсовременное судно длиною 212 метров: 47 пассажирских и водительских кают, 105 кают для экипажа, эксплуатационная скорость в 27 узлов. В качестве топлива - сжиженный природный газ. Вот только заправляют Megastar не соседи-литовцы, развивающие со шведами услуги бункеровки СПГ, а россияне.

Газ для эстонского парома закупается на псковском заводе по производству СПГ ЗАО «Криогаз», который заработал летом прошлого года. Из 23 тыс. т сжиженного газа 90% идут эстонцам, остатки - в Польшу и резерв для внутреннего рынка.

Эстонская сторона готова увеличить объемы поставок российского СПГ с завода «Криогаз», планируется начать продажи СПГ в Германию и Чехию, ведутся переговоры с Латвией и той же Литвой.

Своего, а точнее норвежского СПГ у литовцев, конечно, достаточно. Клайпедский терминал работает вполухолостую, соседи не покупают: дорого. Заправлять суда и поезда «золотым» топливом из-за политических соображений означает множить издержки перевозчиков, повышать конечную стоимость услуг логистики.

Преимущество российского СПГ - в его цене. Сжиженный природный газ в соответствии с законом экспортируется беспошлинно.

Поэтому, несмотря на геополитические дрязги, латыши и эстонцы думают о своем кармане, оставаясь лояльными клиентами «Газпрома» и покупая бункеровочное топливо у «Криогаза».

Российский газовый гигант постепенно возвращает себе и литовский рынок. На долю «Газпрома» в 2017 году будет приходиться 55% газового рынка прибалтийской республики. Таковы итоги энергетической независимости. Не исключено, что и первый литовский газотурбовоз в итоге будет кормиться «недемократическим» российским топливом.

Голосов:
0

Комментариев: 0

Просмотров: 1626

Поделиться

Новости

04.07.2017 //15:54
Водители из Киргизии смогут работать в России по национальным правам
30.06.2017 //17:03
Яхта «Сила Сибири» приглашает на борт проживающих в Испании соотечественников
29.06.2017 //16:26
На Курилы прибыла первая делегация японских бизнесменов
28.06.2017 //17:01
Россия и Самоа взаимно отменяют визовые требования
28.06.2017 //12:31
В Шанхайский рейтинг университетов вошли двенадцать российских вузов
20.06.2017 //11:50
Президент Узбекистана утвердил соглашения с Россией о сотрудничестве в сфере трудовой миграции
19.06.2017 //18:27
Свердловская область начнет обмениваться информацией об инвестклимате с китайским Харбином
13.06.2017 //19:04
Российские аэропорты оказались среди лучших воздушных гаваней в мире
09.06.2017 //16:28
Ведущие СМИ стран БРИКС договорились о сотрудничестве
09.06.2017 //12:53
Стивен Сигал посетил торжественный прием, приуроченный к Дню России, в Таиланде

Все новости

Также по теме