Статья

17.11.2017
Ксения Симак
Немцы в России - о жизни в двух культурах

Немцы в России - о жизни в двух культурах

Для российских немцев 2017 год ознаменован рядом значительных событий: грандиозным празднованием по всему миру и, в частности, в России 500-летия Реформации, 20-летием основания Российско-немецкого дома в Москве и, конечно, 25-летием Института этнокультурного образования - BiZ, структуры, которая вот уже четверть века является уникальным образовательно-культурным центром немцев России. Поэтому прошедшая международная научно-практическая конференция «Немцы России: Непрерывное языковое образование. Мотивация. Ресурсы. Модели» имеет особое значение.

На фоне впервые поставленной организаторами задачи обсуждения и формирования системы непрерывного языкового образования для российских немцев - от раннего обучения до профессиональной деятельности - конференция предполагает анализ огромного опыта языковой и этнокультурной работы института, накопленного за прошедший период.

Конференция «Немцы России» появилась в 2009 году, и с тех пор вышли уже четыре сборника изложенных на ней докладов. В этом году конференция собрала 283 участника, из которых 80% - женщины. Институт BiZ - единственное учреждение на постсоветском пространстве, объединяющее этнических немцев России, Казахстана, Кыргызсана, Узбекистана, Украины и других стран СНГ. Однако география участников куда более обширна: Венгрия, Германия, Швейцария и ряд других европейских стран также принимают участие в конференции.

«Сегодня словосочетание "непрерывное языковое образование" - это не просто научный термин, это жизненная необходимость, - утверждает первый заместитель председателя Международного союза немецкой культуры, вице-президент Федералистского союза европейских национальных меньшинств Ольга Мартенс. - В условиях дисперсного проживания немцам России необходимы особые, можно сказать, индивидуальные формы выстраивания этой системы. И для этого мы постарались учесть весь накопленный на сегодня европейский и российский опыт, который поможет нам в реализации этой цели. Начиная принципами общеевропейской системы непрерывного образования на разных уровнях и во всех сферах личной и общественной жизни человека и заканчивая предложениями, разработанными Федералистским союзом европейских национальных меньшинств и отражающими опыт изучения родного языка в другой языковой среде».

В 1992 году в городе Люберцы был создан Образовательно-информационный центр российских немцев, который спустя 20 лет превратился в Институт этнокультурного образования - BiZ - одного из основных организаторов конференции «Немцы России». В сотрудничестве с Международным союзом немецкой культуры институт на протяжении многих лет реализует проекты и программы, направленные на поддержку немецкого языка, развитие новых современных форм обучения, внедрение инновационных технологий языкового образования. Но в этом году основным мотивом конференции стало обсуждение системы непрерывного образования как наиболее эффективного подхода, обеспечивающего поэтапное качественное языковое обучение в соответствии с российскими и европейскими стандартами.

«Мы с гордостью можем отметить, что благодаря многолетнему сотрудничеству с коллегами из Германии, России и других стран СНГ нам удалось обеспечить высокий профессиональный уровень конференции, - заявляет директор Института этнокультурного образования - BiZ Андрей Лейман. - В ней принимают участие ведущие специалисты в области раннего обучения языку как родному и иностранному, эксперты по развитию коммуникативных языковых навыков, использованию иностранного языка в профессиональной среде, диалектологи, специалисты по переводоведению, литературоведы».

С докладами, которые пополнят уже пятый сборник, выступили первый заместитель председателя Международного союза немецкой культуры, вице-президент Федералистского союза европейских национальных меньшинств Ольга Мартенс, которая рассказала о 60-летней истории достижений и потерь немцев России в языковой среде. Президент Общества межкультурной германистики д-р Гезине Леноре Шивер обрисовала основные образовательные модели для этнических меньшинств. Об особенностях образовательной системы немцев Венгрии слушатели узнали от руководителя Института германистики философского факультета университета города Печ д-ра Жужанны Гернер. О том, как развивается этнокультурное образование и какие языковые процессы запущены у немцев России, рассказала профессор кафедры этнологии, антропологии, археологии и музеологии Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского д-р Татьяна Смирнова. Были затронуты и многие другие вопросы: каковы потенциал и перспективы овладения немецким языком как родным, вторым и иностранным, как развиваются дети поколения Z, в чем специфика немецкого как языка этнической группы и многие другие.

Кроме того, конференция предполагает участие в различных секциях и открытых диалогах, где коллеги могут обмениваться существующим опытом в формировании новых методик развития языкового образования российских немцев. Основные направления заявлены уже в самом названии конференции: мотивация, ресурсы и модели. И, несомненно, мотивация является фундаментальным аспектом в изучении любого языка. Участниками конференции предложены три наиболее успешные акции по привлечению молодежи: языковые лагеря и международные молодежные обмены, конкурс «Друзья немецкого языка» и всем известный Тотальный диктант, но на немецком языке.

Для закрепления теоретической части многие участники представили свои мастер-классы. Модератор мастер-класса «Языковые лагеря и международные молодежные обмены: В ногу со временем» Елена Бобровская, директор Красноярской организации поддержки и развития альтернативных образовательных технологий и межкультурных коммуникаций «ИНТЕРРА», поделилась опытом международной молодежной работы и рассмотрела ключевые тенденции в развитии данного направления. Участники обсудили педагогические концепции языковых лагерей и российско-германских молодежных обменов, принципы организации образовательного процесса и развития компетенций участников, ключевые темы мероприятий, а также обменялись своими идеями.

В ходе мастер-класса «Учим немецкий, играя» автор методических разработок Сюзанне Бюхлер познакомила участников с практико-ориентированными материалами, занимательными и целенаправленными методиками развития индивидуальных способностей обучающихся в группе и при организации подвижного занятия. Здесь преподаватели немецкого языка смогли на практике познакомиться с тем, как можно изучать язык в игровой форме и без использования грамматических правил.

Были организованы и мастер-классы, целью которых было продемонстрировать не только языковое, но и художественно-культурное богатство российских немцев. Например, доцент кафедры хорового и сольного пения Российской академии музыки имени Гнесиных Юрий Наумкин на своем мастер-классе по йодлю познакомил участников с методикой звукоизвлечения тирольских напевов и необычной вокальной техникой альпийского йодля. В свою очередь, Ольга Габрелян, член Молодежного клуба российских немцев Москвы «Warum бы и nicht», пригласила любителей хореографического искусства на свой танцевальный мастер-класс с элементами лендлера, польки, кадрильи и других традиционных танцев. Одним из ярчайших примеров сохранения традиций является немецкий национальный костюм, которым можно умело манипулировать при формировании не только языковых, но и страноведческих знаний. И на мастер-классе «Немецкий с куклой в национальном костюме» руководитель языкового центра «Веллингтон» Лариса Кулакова рассказала, как использовать кукол для усвоения этнокультурных познаний учеников.

Культурная программа также была насыщена событиями: в Российской академии музыки имени Гнесиных состоялся концерт лауреатов VII Всесибирского фестиваля-конкурса искусств им. М. М. Вернера, целью которого является популяризация немецкой культуры - музыкальных, вокальных, художественных произведений. В Общественной палате РФ продемонстрировали детско-юношескую киноленту «Eins, Zwei, Drei», повествующую о взаимодействии российской и немецкой культур: Ваню, в котором течет кровь российских немцев и который уверен, что немецкий ему не пригодится, отправляют в языковой лагерь, где он влюбляется в девочку Эрику, говорящую только по-немецки. В Московском театре юного зрителя состоялась торжественная церемония награждения победителей VI Всероссийского конкурса «Друзья немецкого языка», основными целями которого являются популяризация немецкого языка в России и поддержка одаренных детей и подростков, преподавателей немецкого языка, внедряющих инновационные методы обучения немецкому языку.

Голосов:
0

Комментариев: 0

Просмотров: 441

Поделиться

Новости

14.12.2017 //12:28
В Москве проходит большая пресс-конференция Владимира Путина
13.12.2017 //14:59
Правительство выделило 200 млн рублей на развитие виноградников и молочного скотоводства в Крыму
13.12.2017 //14:43
Владимир Путин подарил электрическое пианино школьнице из Удмуртии
13.12.2017 //13:53
Названы регионы с самыми большими пособиями за рождение первого ребенка
13.12.2017 //12:21
За Владимира Путина на выборах Президента готовы проголосовать 75% россиян
13.12.2017 //12:11
Госдума приняла законопроект о ежемесячных выплатах при рождении ребенка
12.12.2017 //16:11
Всероссийский правовой диктант написали около 55 тысяч человек
12.12.2017 //15:30
Самым добрым городом России стал Санкт-Петербург
12.12.2017 //15:27
Построить бизнес и сделать селфи на «дальневосточном гектаре» можно будет на Днях Дальнего Востока
08.12.2017 //16:52
Вячеслав Никонов: Президентские выборы будут динамичными и интересными

Все новости

Также по теме