Аналитика

30.05.2018
Павел Усов
Навстречу солнцу и ветру

Навстречу солнцу и ветру

Что делается на Дальнем Востоке для развития возобновляемой энергетики

Сложная логистика поставок топлива для ряда территорий Дальнего Востока формирует крайне высокую себестоимость производства электроэнергии. Одним из решений этой проблемы является более широкое внедрение генерации на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ), в первую очередь солнца и ветра.

В якутском поселке Тикси вступает в активную фазу один из крупнейших за последние годы проект в сфере ВИЭ. Он предусматривает постройку ветропарка суммарной мощностью 0,9 МВт. В его создании участвуют «РусГидро», японская организация NEDO и производитель техники Komaihaltec Inc. Будущий комплекс будет состоять из трех ветроэнергетических установок (ВЭУ) с установленной мощностью по 300 кВт каждая, трех дизель-генераторов по 1 МВт, системы аккумулирования энергии и прочего вспомогательного оборудования.

В настоящее время завершается строительство фундаментов под ВЭУ. В конце мая судно с тремя ветроэнергетическими установками прибыло из Японии во Владивостокский морской торговый порт. Сейчас во Владивостоке находятся все комплектующие для строительства ветропарка: секции башен, гондолы, лопасти, электрооборудование. Далее оборудование общим весом более 200 т будет доставлено автомобильным и речным транспортом в якутский арктический поселок Тикси.

«Ветроустановки должны быть введены в эксплуатацию до конца 2018 года, строительство объекта в целом, включая монтаж дизель-генераторов, систем распределения и аккумулирования электроэнергии, планируется завершить к концу 2019 года», - сообщили в пресс-службе «РусГидро».

Как уточнили в компании, оборудование выполнено в арктическом исполнении, в нем используются технологии, эффективность и надежность которых была доказана при эксплуатации ветроэнергетического комплекса в поселке Усть-Камчатск, работающего с осени 2015 года.

Стоит сказать, Якутия - один из наиболее продвинутых дальневосточных регионов в области распространения ВИЭ. Как пояснил первый заместитель министра ЖКХ и энергетики Республики Саха Николай Дураев, региональная программа развития локальной энергетики предусматривает замещение стареющих объектов генерации экономически эффективными современными объектами, в том числе с увеличением доли более дешевых энергоресурсов, какими являются возобновляемые источники энергии.

В частности, в состав АО «Сахаэнерго» сегодня входят 18 солнечных электростанций, которые сконструированы с учетом климатических особенностей республики (поскольку самым продуктивным периодом работы таких электростанций является март-сентябрь, для получения большего объема солнечного света зимой их панели имеют механизм корректировки угла наклона).

Строительство подобных объектов особенно актуально для арктической зоны, где имеется множество удаленных труднодоступных потребителей электро- и теплоэнергии со сложнейшей многоэтапной схемой доставки топлива: в некоторые районы Якутии дизтопливо завозится в течение 1,5-2 лет с депонационным хранением в промежуточных пунктах.

Проблема характерна и для других территорий на востоке страны, находящихся в децентрализованных системах энергоснабжения. «"РусГидро" рассматривает возможность участия в проектах солнечной и ветровой генерации в первую очередь на Дальнем Востоке. В настоящее время в компании проанализирована возможность реализации нескольких десятков проектов ВИЭ общей мощностью не более 10-15 МВт в изолированных районах», - уточнили в «РусГидро».

В данном направлении развивает бизнес и группа компаний «Хевел». В прошлом году она совместно с «Россетями» ввела в селе Менза Забайкальского края автономную гибридную энергоустановку (состоит из солнечных модулей общей мощностью 120 кВт, двух дизельных генераторов по 200 кВт каждый и накопителя емкостью 300 кВт-ч), что также привело к снижению потребления привозного топлива. «В этом году мы планируем начать строительство аналогичной солнечно-дизельной электростанции в Тыве, а в следующем году реализовать еще несколько проектов на Дальнем Востоке в рамках действующих соглашений с регионами», - говорит заместитель гендиректора группы компаний «Хевел» Антон Усачев.

При этом решения в области ВИЭ могут быть применимы не только для населенных пунктов, но и для многих труднодоступных месторождений, где солнечная энергетика может дать большую выгоду предприятиям горнодобывающей отрасли. В апреле 2018 года «Хевел» и «Полиметалл» подписали соглашение, предусматривающее строительство солнечной электростанции на месторождении Светлое в Охотском районе Хабаровского края. Объект солнечной генерации мощностью 1 МВт обеспечит выработку 1,2 ГВт-ч ежегодно, тем самым частично заместит производство электроэнергии от дизельных генераторов. Учитывая сложность северного завоза топлива это существенно улучшит экономику энергоснабжения объекта. «Светлое расположено в труднодоступной местности, поэтому снижение поставок топлива для электроснабжения вахтового поселка и инфраструктуры имеет большое значение, - рассказывает главный инженер ООО «Светлое» Виктор Осколов. - Рассчитываем, что после ввода станции в эксплуатацию экономия составит до 250 т дизельного топлива ежегодно».

В то же время для развития ВИЭ в регионах важен механизм возврата финансовых вложений. Как пояснили в «РусГидро», объем инвестиций в каждом конкретном случае рассчитывается отдельно исходя из специфики местных условий, в первую очередь транспортной доступности. «Ключевым условием реализации проектов ВИЭ на Дальнем Востоке является обеспечение гарантии сохранения уровня тарифа на период возврата инвестиций, которое возможно в рамках долгосрочного тарифного регулирования. Компания проводит работу с федеральными органами исполнительной власти для внедрения подобного регулирования в изолированных энергорайонах ДФО», - проинформировали в энергохолдинге.

В свою очередь в «Хевеле» отметили, что действующее законодательство сегодня позволяет инвесторам участвовать в модернизации неэффективных объектов генерации в труднодоступных и изолированных от единой энергосети территориях за счет механизма энергосервисного договора, который может заключаться в рамках концессионных соглашений с регионом. «Но в то же время, мы с этим уже столкнулись при реализации пилотных проектов, очень высок риск, что оператор или концессионер не сможет защитить тариф при регулировании. Например, регулирующие органы могут исключить экономию по расходу топлива из тарифа на новый период регулирования до завершения срока окупаемости, - говорит Антон Усачев. - Поэтому мы предлагаем законодательно зафиксировать долгосрочные тарифы для инвестора, обеспечивающего модернизацию неэффективного энергетического хозяйства, на весь период окупаемости - от 8 до 12 лет в зависимости от объекта, заложив в тариф минимальную доходность на уровне 12% по аналогии с RAB-тарифами. Это связано также с особенностями регулирования - сегодня для защиты тарифов в регулирующий орган предоставляются документы, подтверждающие затраты на реализацию проектов, в которых не заложена рентабельность».

По тем объектам, модернизация которых окупается дольше 12 лет, в компании предлагают предусмотреть дополнительные льготы для инвестора - например, освобождение от уплаты налогов на имущество. Кроме того, в связи с особенностями генерации в изолированных территориях, где до 90% себестоимости выработки энергии формируется за счет высокой цены на завоз топлива, высказывается целесообразность зафиксировать квоты на использование ВИЭ при модернизации энергообъектов. В частности, солнечно-дизельная установка вместе с аккумуляторами позволяет экономить до 50% дизеля ежегодно, уточняет Антон Усачев.

Фото: «РусГидро»

Голосов:
0

Комментариев: 0

Просмотров: 498

Поделиться

Новости

19.06.2018 //19:59
Депутаты во втором чтении приняли законопроект о расширении Свободного порта Владивосток
19.06.2018 //14:44
Электронная площадка «Гектар Онлайн» позволит дальневосточному бизнесу легко сбывать свою продукцию
18.06.2018 //14:35
Металлообрабатывающий комплекс будет построен в ХМАО
07.06.2018 //17:36
Развитие высокотехнологичных производств на Дальнем Востоке продолжится
06.06.2018 //21:38
Проекты по развитию Дальнего Востока обсудили на V МедиаСаммите
04.06.2018 //14:04
Сахалинские депутаты обратились к Владимиру Путину с просьбой построить мост на остров
01.06.2018 //11:20
С дня открытия Крымского моста по нему проехали более двухсот тысяч автомобилей
29.05.2018 //18:19
В отдаленных районах Чукотки появятся гибридные электростанции
28.05.2018 //13:33
Японская компания ISUZU расширит производство в Ульяновской области
24.05.2018 //18:34
Юрий Трутнев: мост на Сахалин позволит сэкономить миллиарды рублей

Все новости

Также по теме