Интервью

28.09.2018
Дмитрий Щербаков
Олег Кожемяко: «Потенциал Сахалина до конца еще не раскрыт»

Олег Кожемяко: «Потенциал Сахалина до конца еще не раскрыт»

- Экономика Сахалина постепенно становится не только нефтегазовой, и уже понятно, какие отрасли продолжат развиваться в ближайшие годы: туризм, агропром, рыбопереработка. А если заглянуть в будущее чуть-чуть подальше? Какие еще не раскрытые перспективы, которые могут «выстрелить» через лет пять-десять?

- Потенциал Сахалинской области действительно раскрыт не до конца. Даже его природные ресурсы, о которых знают все, используются еще не в полной мере. Я умею в виду развитие глубокой нефте- и газопереработки, потребность в продукции которой диктует рынок. На Сахалине это удобно развивать, так как есть незамерзающие порты, близко рынки США и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Безусловно, это и проекты пространственного развития, создание логистических площадок, интересных для наших соседей, прежде всего Японии. Сейчас экспериментальные отправки показывают, что некоторые типы грузов можно доставлять из Азии в Европу за 15 дней - втрое быстрее, чем морем. А это - быстрая оборачиваемость денежных средств. Думаю, вскоре и туризм наберет обороты, и Сахалин станет привлекательным местом для зимних и летних видов спорта. Раскроется экономический потенциал Курильских островов, где у нас сейчас закладываются многочисленные предприятия и в октябре будет открыт самый современный завод по глубокой переработке рыбной продукции. Туризм на Курилы тоже только-только начинается.

- Каким вы видите будущее Сахалина?

- Это обеспечение себя продуктами питания, логистика, комфортные города, позволяющие людям не чувствовать свою оторванность от так называемой «большой земли». Нормальные университеты, нормальные школы с хорошим образованием. Хорошая социальная среда, достойная заработная плата - то, что нужно людям. Хорошая экология. Все это так или иначе связано с IT-технологиями, с «цифрой» в школах и на производстве. Это в итоге вопрос "нового ученика", который мы должны решать уже сейчас, потому что к 2030 году эти дети станут будущим и Сахалина, и всей нашей страны.

- Таким образом, нужно делать ставку на «человеческий капитал»?

- Да, именно. К 2024 году мы должны построить ряд образовательных объектов: сады, школы, корпуса и пристройки. Конечно, нужны новые технологии в школах. Нужен «новый учитель», который будет готовить ребенка к поколению высоких технологий и коммуникаций. Нужны специалисты рабочих профессий высокого уровня, которым не просто начитали теорию и они сдали экзамен - будущее здесь за стандартом WorldSkills. Национальный чемпионат WS Russia в этом году прошел в Южно-Сахалинске, и эта система уже сейчас показывает, что может заменить несовершенную систему профессионального образования.

- У Сахалина, как и у многих северных регионов Дальнего Востока, есть одна проблема: на бизнес ложится бременем необходимость выплачивать «северные», которые раньше платило государство, соответственно, местные предприниматели проигрывают конкуренцию с западными, свободными от таких обязательств. Рецепт решения проблемы есть?

- Конечно, и очень простой. Давайте проводить все аукционы на строительство объектов без учета «северных», а далее выплачивать их только по тем компаниям, которые работают в этих условиях. Сейчас получается, мы закладываем в проект эти надбавки. Приходит на конкурс компания с материка, которая эти льготы работникам не обязана предоставлять, на эту часть стоимости проекта снижает цену - и выигрывает. Местной компании, если она захочет бороться по цене, что делать? Оставлять в штате узкую группу специалистов, а неквалифицированную рабочую силу нанимать из числа мигрантов? Поэтому мы считаем, нужно правильно проводить конкурсы. В любом проекте в сметной стоимости заложены климатические условия, географические, доступность - это все есть.

- Выходили с предложениями по изменению законодательства на федеральный центр?

- Выходили. Есть понимание у ФАС, нет понимания у Минстроя, но мы будем работать.

- Вы говорили: не весь потенциал Сахалина раскрыт. Если взять, например, сферу туризма, на ваш взгляд, что здесь сильнее «заиграет» - рекламировать Сахалин, повышать его узнаваемость, или увеличивать его транспортную доступность?

- Взаимосвязанные вещи. Эффект от туризма вообще сложный. Если мы начнем говорить с точки зрения экономики, увеличилось количество туристов в зимний период на треть. Что нам это дало? Люди получили работу, стали работать точки общественного питания, стали продукты закупать, транспорт заработал, такси, сфера услуг, прокаты. Но в целом, если пересчитывать на эффект налоговых поступлений - это еще не очень заметно. С другой стороны, сравните два проекта: крупнейшие, триллионные инвестиции в Амурский газоперерабатывающий завод «Газпрома» создадут 5 тысяч новых рабочих мест. А в разы меньшие вложения в туристическую инфраструктуру Сочи уже дали около 7 тысяч новых рабочих мест для местного малого бизнеса, никакого производства - только обслуживание туристических потоков. Так что я уверен, туризм сейчас у нас недооценен.

- Хороший пример с Сочи: там одной рекламой не обошлось.

- Разумеется. Можно, конечно, начать усиленно рекламировать туристические объекты Сахалина. Но и заниматься инфраструктурой одновременно нужно: реклама должна сопровождаться наличием товара. Реклама без товара - это значит человек приехал, посмотрел, и больше он не будет верить ни рекламе, ни Сахалину.

- Как считаете, сколько времени нужно, чтобы туристический товар стал достойным рекламы?

- Путь непростой. Я считаю, минимум пять-семь лет пройдет, прежде чем в сознании людей укоренится, что Сахалин - это возможность побывать на Курилах, спуститься с горных трасс, побывать на источниках, на самой восточной окраине страны. Летний потенциал Сахалина, как я считаю, вообще не раскрыт. А это и рыбалки с хорошим ловом, и пешеходные прогулки. Зимой - это лыжи, снегоходы, мягкий климат, комфортное проживание по разным категориям - от хостелов до шале. Мы можем стать такими мини-Альпами, близкими к Азии. Чтобы это случилось, нужно и удешевление авиабилетов, и создание инфраструктуры, - транспортной и туристической. Надо к этому идти, не бояться вкладывать, потому что мы вкладываем в будущее поколение, в будущее страны.

Голосов:
0

Комментариев: 0

Просмотров: 650

Поделиться

Новости

22.10.2018 //15:20
Сенатор: Субсидирование авиабилетов необходимо для Дальнего Востока
22.10.2018 //11:47
Севастополь стал лидером среди российских регионов по росту зарплат
19.10.2018 //16:33
В Выборге обсуждают сохранение и возрождение малых исторических городов России
19.10.2018 //13:42
Более 400 получателей «дальневосточного гектара» в Сахалинской области получили господдержку
18.10.2018 //17:13
Субсидируемые авиаперевозки в ДФО, Крым и Калининград станут круглогодичными
18.10.2018 //16:09
Российская академия наук откроет ряд новых институтов во Владивостоке
18.10.2018 //12:52
Судостроительный комплекс «Звезда» в Приморье построит Центр профессиональной подготовки
17.10.2018 //19:15
Правительство выделило средства на реализацию проектов экономического роста в ДФО
17.10.2018 //17:20
Начал работу обновленный портал Института Русского зарубежья
17.10.2018 //16:01
В Якутии может быть создан еще один национальный парк

Все новости

Также по теме