Статья

29.08.2019
Мария Городова
Почему православные празднуют Успение Пресвятой Богородицы

Почему православные празднуют Успение Пресвятой Богородицы

28 августа православные отмечают великий праздник - Успение Пресвятой Богородицы. Успение - древнерусское слово, означающее засыпание, сон, а в случае с Божьей Матери - смерть, кончину, причем по отношению к Богородице слово «Успение» пишется с заглавной буквы.

Но почему же христиане превращают событие смерти Богородицы в праздник? Во-первых, потому что Христос победил смерть, даровав каждому путь спасения, и поэтому самый большой праздник христиан - Пасха, Светлое Христово Воскресение. А во-вторых, сам переход Марии, Матери Божьей, из земной жизни в мир небесный происходил необычно. Это как раз и было Успение, есть еще один вариант этого слова - Усыпание. Не смерть, а сон. Отсюда двоякое настроение праздника: с одной стороны, горечь и печаль, неизменные при расставании, а с другой стороны - радость. Потому что, перейдя в мир иной, мир горний, Богородица не только не оставила людей в одиночестве, наоборот, Она усыновила всех нас - объяв всех, даже самых отъявленных грешников, Своею Любовью, как Покровом.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы наши предки почитали настолько важным, что в народе его называли Богородичной Пасхой. Считалось, что это праздник всей Владимиро-Московской Руси, потому что и во Владимире, когда святой благоверный князь Андрей Боголюбский сделал его стольным градом, был воздвигнут Успенский храм, и Москва, став столицей Руси, тоже выстроила себе Успенский собор в Кремле. Огромное количество церквей России было освящено в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы - русские помнили милостивую защиту Богородицы в дни бедствий, и уповали на то, что и дальше Божья Матерь не оставит страну.

Как и всем большим церковным праздникам, дню Успения Пресвятой Богородицы предшествовал пост, двухнедельный строгий Успенский пост, который сегодня закончился, и который должен был духовно подготовить верующих к самому празднику.

Время, когда произошло Успение Пресвятой Богородицы, неизвестно. Очевидно, что это было до первых гонений на христиан, развязанных безумцем Нероном в 64 году. Из Книги Деяний видно, что после Вознесении Господа на Небо, Богородица жила в Гефсимании, в доме апостола евангелиста Иоанна. Там она и скончалась. Когда на третий день после Ее успения, апостолы открыли гроб, то увидели в нем только погребальные пелены. На иконе праздника Успения над почившей во гробе Богородицей - почившей, но не умершей, изображен Христос. Как некогда Богоматерь держала на руках младенца Христа, так теперь Ее Сын, спустившийся с небес к Ее смертному одру, принимает на Свои руки маленькую, хрупкую и чистую душу Марии, родившуюся в новую жизнь. И это еще раз подчеркивает, что праздником Успения мы отмечем не смерть, а рождение в жизнь вечную.

«Братья, что это значит, что Церковь кончину Божией Матери называет не смертью, как обыкновенно мы называем кончину людей, а Успением или, что все равно, упокоением или мирным сном, и не только не скорбит, не плачет при гробе Ее, а, напротив, поет радостные, торжественные песни Ее исходу? - спрашивает святой праведный Иоанн Кронштадтский, и отвечает: - То, что преблагословенная Матерь Господа в самом деле не умерла, как обыкновенно умирают люди, а как бы уснула ненадолго мирным сном после тяжких скорбей жизни и что гроб Ее, бывший для Нее дверью к Небесному Царствию, скрывает в себе много радости для христианина; из этого гроба, как и из гроба воскресшего Господа, веет и на нас небесным нетлением, или лучше сказать - этот гроб непреложно обещает и нам бессмертие по душе и нетление по телу, истребляя в нас страх смерти».

Образ Пресвятой Богородицы одновременно и близок нам, и непостижим в своей высоте. Она была рождена в нашем мире, но в Ней осуществилась святость, которая была доступна человечеству даже и после грехопадения. Отсюда эпитет - мы говорим: «Пресвятая Дева Мария».

Богородица, усыновившая при кресте Своего Сына все человечество, простирает Свой покров над каждым. У поэта Семена Липкина есть удивительный стих-прозрение, как раз об этом.

Когда мне в городе родном 
В Успенской церкви, за углом, 
Явилась Ты в году двадцатом, 
Почудилось, что Ты пришла 
Из украинского села 
С ребенком, в голоде зачатом. 

Когда царицей золотой 
Ты воссияла красотой 
На стеклах Шартрского собора, 
Глядел я на Твои черты 
И думал: понимала ль Ты, 
Что Сын Твой распят будет скоро? 

Когда Казанскою была, 
По озеру не уплыла, 
Где сталкивался лед с волнами, 
А над Невою фронтовой 
Вы оба - Ты и Мальчик Твой - 
Блокадный хлеб делили с нами. 

Когда Сикстинскою была, 
Казалось нам, что два крыла 
Есть у Тебя, незримых людям, 
И Ты навстречу нам летишь 
И Свой полет не прекратишь, 
Пока мы есть, пока мы будем.
 

А другой поэт, Михаил Лермонтов, называл Божью Матерь «Теплой Заступницей мира холодного».

Фото: Успение Пресвятой Богородицы. Нью-Йоркское благочиние / Yandex

Голосов:
0

Комментариев: 0

Просмотров: 1431

Поделиться

Новости

17.04.2020 //13:21
Пасхальное богослужение можно будет посмотреть в режиме онлайн
28.11.2019 //18:10
Круглый стол «Русская Православная Церковь и соотечественники» прошел в столице Венгрии
04.04.2019 //18:03
Старообрядцы со всего мира соберутся в России
23.08.2018 //14:02
В Москве проходит III Международный православный молодежный форум
08.08.2018 //13:10
В Москве прошла панихида по погибшим в Цхинвале мирным жителям и военным
03.08.2018 //19:16
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетит Молдавию и Румынию
30.07.2018 //13:32
Владимир Путин назвал Крещение Руси отправной точкой становления российской государственности
27.07.2018 //13:44
В Киеве проходят торжества по случаю 1030-летия Крещения Руси
25.07.2018 //17:31
В День крещения Руси на Боровицкой площади в Москве состоится праздник православного хорового пения
01.06.2018 //15:10
Выставка, посвященная новомученикам и исповедникам Русской церкви, открылась в Риме

Все новости

Также по теме