Публикации

16.02.2012
Андрей Кононов
Монреальской

Монреальской "мечте" - 10 лет

 Детский центр «Мечта» в Канаде – это и русская школа, и досуговое учреждение. Главным направлением его деятельности является сохранение русского языка и культуры.

 

Самые маленькие постигают здесь основы грамоты, математики и музыки, а старшеклассники готовятся к поступлению в колледж, углубленно изучая точные науки на родном языке. Свои достижения и творческие способности учащиеся демонстрируют на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, спектаклях и концертах.

Центр «Мечта» как общественная некоммерческая организация для детей и подростков начал свою работу в феврале 2001 года. Учредителями его стали российские соотечественницы Татьяна Ситникова, Татьяна Кононова и Алла Сиднева. За плечами каждой - богатейший педагогический опыт. У них учатся, с ними советуются. За время существования центра учредители собрали вокруг себя замечательный коллектив педагогов-единомышленников, которым удается сохранять русскую культуру и традиции на канадской земле.

За 10 лет плодотворной работы у центра появились и собственные традиции: рождественские праздники, ежегодные представления, посвященные Международному женскому дню, отчетные концерты музыкальной школы, спектакли театральной студии в конце каждого учебного года.

Кружков по интересам в «Мечте» действительно много. Судите сами – это художественная, театральная, танцевальная, хоровая студии, шахматная и спортивная секции. Каждая студия насчитывает несколько возрастных групп.

Образовательные программы школы при центре разработаны на основе российских методик и многолетнего опыта обучения детей иммигрантов. На сегодняшний день весь образовательный цикл разбит на пять уровней: дошкольный (для детей 4–5 лет), начальный (6–9 лет), средний (10–13 лет), старший (для подростков 13–15 лет) и подготовка к колледжу (15–17 лет). Дважды в год педагогический совет отмечает лучших учеников школы и назначает им стипендию. Отличная учеба, примерное поведение, участие в различных мероприятиях – вот критерии, по которым отбирают счастливчиков. Кстати, главным источником стипендиальных денежных средств является ежегодный благотворительный вечер, который проводит «Мечта».

Отдельного внимания заслуживает курс дошкольного обучения. По словам одного из преподавателей, специалиста-психолога, логопеда и автора уникальной программы для подготовительных классов Аллы Владимировны Сидневой, раннее развитие личности ребенка – это залог успеха. Общепризнанно, что основы воспитания и, что важнее, обучения закладываются в самом раннем возрасте. При этом детей надо именно заинтересовать, а зависит это и от подбора материала, и, конечно, от личности самого учителя. Малыши, как никто другой, чувствуют любовь, тепло, искренность. На этом и строится работа с дошколятами.

Специально разработанная Аллой Сидневой авторская программа рассчитана на три года. Ее основной задачей является формирование устойчивого интереса к учебе, который помог бы воспитанникам центра успешно заниматься в любой школе. Сейчас в «Мечте» восемь классов дошкольного обучения.

Учебный процесс в этих классах строится по принципу совместной работы. Дети вместе с педагогами играют, поют, танцуют, читают русские народные сказки. На уроках математики сравнивают числа и решают простые задачи. Очень важно, чтобы никто на таких занятиях не скучал. Чистота, порядок, уют – все здесь создает хорошее настроение и радует глаз, ребятишки чувствуют себя свободно и непринужденно, как дома.

В условиях мультикультурной Канады важно помнить, что для большинства этих детей русский язык является вторым, а иногда и третьим, многие из них посещают английские или французские сады. И хотя в семье говорят на родном языке, но все общение сводится к обмену односложными бытовыми фразами. При таком многоязычии малыш нередко замыкается в себе, у него наблюдается недоразвитие речи, что в конечном итоге приводит к нарушению внимания, памяти, пальцевой и артикулярной моторики, то есть сказывается на всем его психическом развитии. Специально для таких детей в центре был открыт логопедический класс, занятия в котором проводятся по собственной уникальной методике. Конечно же, такой класс не может быть большим, поэтому к каждому малышу преподаватель находит индивидуальный подход.

Изучение русского языка и литературы в «Мечте» это весьма увлекательный процесс. На всех уровнях образовательной программы большое внимание уделяется работе со словом и предложением, ученики пишут диктанты, изложения, сочинения. Закрепляя правила русского языка, дети работают не с отвлеченным абстрактным материалом, а с упражнениями, которые тесным образом связаны с разными аспектами русской культуры, включая интересные сведения из жизни выдающихся деятелей страны.

Не забывают в центре и о других предметах. Так, программа по математике дает и глубокие знания по предмету, и, соответственно, высокие результаты в местных школах. Математические термины даются на русском и французском языках. В старших классах ребята обучаются по специальной программе, которая включает изучение дополнительных разделов и решение задач повышенной сложности.

Несколько слов стоит добавить и о преподавании географии. Эмигранты старшего поколения помнят, как много времени в советской школе отводилось изучению этого предмета. Но в местных школах лишь кратко дают основы физической географии и географии Канады. Полноценные курсы физической и экономической географии отсутствуют. Именно поэтому ученики и выпускники школ плохо ориентируются в политической карте мира (об этом говорят тестирования, которые проводились среди старшеклассников). Но в газетах, передачах телевидения и радио постоянно упоминается множество названий, различных географических объектов, стран, городов, где проходят те или иные события, и всем необходимо свободно ориентироваться в этом сложном информационном потоке. В «Мечте» же школьная программа по географии строится так, чтобы восполнить у учеников отсутствие знаний о нашей планете.

Первое знакомство с этой наукой у ребят происходит во втором и третьем классах, когда они изучают предмет «Мир вокруг нас». Курс географии четвертого класса называется «Общая физическая география». А уже в шестом они изучают социальную и экономическую географию мира. На этих уроках ведется разговор о современном мировом устройстве и особенностях развития отдельных стран, изучается политическая карта. Дети приносят книги о природе, географические энциклопедии на русском, французском, английском языках, фотографии и сувениры из тех стран, где им удалось побывать. Действительно, география в этой школе стала таким же уважаемым предметом, как и русский язык, математика, литература, история. Фактически, русская школа детского центра даёт своим ученикам второе образование.

Особое внимание в монреальской «Мечте» уделяют творческому развитию своих учеников. Так, например, на протяжении пяти последних лет в детском центре успешно действует хореографический ансамбль «Сказка», репертуар которого включает как народные, так и современные танцы. «Сказка» – постоянный участник всех праздничных концертов центра. В планы коллектива входит расширение репертуара, повышение творческого и исполнительского мастерства танцоров, участие в международных, городских и региональных фольклорных фестивалях.

В студии изобразительного искусства развивают и поддерживают интерес к творчеству русских художников. Именно здесь под управлением двух талантливых преподавателей Веры Николаевны Стомахиной и Анны Викторовны Матвейчук молодые художники учатся иллюстрировать книги и альбомы, готовить декорации к спектаклям. Работы воспитанников студии выставляются и на международных конкурсах детского рисунка.

Театральная студия «Мечты» очень популярна у учащихся всех возрастов. Дети всегда рады почувствовать себя актерами, атмосфера занятий насыщена яркими эмоциями. Активно участвуя в творческом процессе, ребята учатся быть коммуникабельными, дисциплинированными, внимательными.

В «Мечте» работает и музыкальная школа. На индивидуальных уроках ребята осваивают игру на фортепиано. Два раза в году на отчётных концертах демонстрируют свои успехи.

Да, ученикам детского центра скучать не приходится. Обычная школьная жизнь – уроки, домашние задания, контрольные, сочинения – сменяется занятиями по интересам, разнообразными конкурсами и соревнованиями. Например, в этом году прошел интеллектуальный конкурс, темой которого стала юбилейная дата – 50-летие полета человека в космос. Приятно, что юные «мечтатели», находясь вдали от родины первого космонавта планеты, немало знают об этом событии.

Остается только поблагодарить педагогический коллектив «Мечты» за вклад в сохранение русского языка и культурных традиций в условиях многонационального общества, а также пожелать дальнейшего развития и успехов в нужном русской общине Канады деле.

Андрей Кононов, Монреаль

Журнал "Русский век", № 12, 2011 г.

Голосов:
2

Комментариев: 0

Просмотров: 9645

Поделиться

Новости

22.08.2019 //12:44
В Индии обсуждают вопросы преподавания русского языка как иностранного
20.08.2019 //11:11
Иностранных выпускников будут стимулировать оставаться в России
19.08.2019 //14:09
ФСБ опубликовала данные по численности приехавших на учебу иностранцев
14.08.2019 //16:48
В Коломне завершилась летняя школа для студентов из Донбасса
14.08.2019 //11:52
Зарубежные преподаватели русского языка повышают квалификацию в Санкт-Петербурге
08.08.2019 //15:15
В Египте представили российские образовательные проекты
08.08.2019 //08:15
В России создадут единую систему для оценки знания русского языка у иностранцев
01.08.2019 //16:57
Россия и Венгрия подписали соглашение о взаимном признании документов об образовании
30.07.2019 //12:18
Российское образование представили в Египте
23.07.2019 //17:47
Леонид Слуцкий: России необходимо наращивать количество иностранных студентов

Все новости

Также по теме