Статья

05.12.2012
Ольга Андреева
Станиславский кричал ему: «Верю!»

Станиславский кричал ему: «Верю!»

Учениками этого великого русского актера были звезды Голливуда Грегори Пек, Клинт Иствуд, Энтони Куинн. Мэрилин Монро брала у него частные уроки актерского мастерства. А вот на родине, в России, о Михаиле Александровиче Чехове долгое время предпочитали не вспоминать.

Он был невысокого роста, худой, курносый, говорил, слегка пришепетывая, но на сцене полностью преображался. В этом и заключалась его актерская гениальность.

Воздействие Чехова-актера на зрителя было феноменом, который никто так и не смог объяснить. Сергей Эйзенштейн говорил, что отдал бы многое, чтобы понять секрет этого могучего таланта. Игорь Ильинский охарактеризовал его словом «непостижимо». Михаил Штраух рассказывал, что много раз ходил на спектакли, в которых играл Чехов, чтобы «подглядеть» тайну его искусства.

Из рода Чеховых

Михаил Александрович Чехов родился 28 августа 1891 года в Петербурге в семье брата великого русского писателя Антона Чехова. Таким образом, Антону Павловичу Михаил доводился племянником. В 1907 году Миша Чехов поступил в Театральную школу при театре Литературно-художественного общества и вскоре начал с успехом выступать в школьных спектаклях. Особенно ему удавались комические и характерные роли. После окончания школы его приняли в труппу Суворинского театра.

Но его мечтой, разумеется, был Московский Художественный театр, однако он не смел об этом и думать. Помогли родственные связи. Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, вдова А.П. Чехова, попросила Станиславского, чтобы тот прослушал юношу. Станиславский согласился из уважения к памяти великого русского писателя. Вот как об этой встрече вспоминает Михаил Чехов в автобиографической книге «Путь актера»: «В театре меня встретил сам Станиславский. Увидев его величественную фигуру и седые волосы, я перестал что-либо соображать и чувствовать… В моем сознании неотступно звучало одно-единственное слово: “Станиславский, Станиславский”». Михаил прочитал монолог Мармеладова из «Преступления и наказания» и отрывок из «Царя Федора». В тот раз Станиславский сказал молодому актеру всего лишь несколько одобрительных слов и объявил, что тот принят в Художественный театр. Это было 100 лет назад, в июне 1912 года. Уже к концу первого сезона Станиславский по достоинству оценил актерский потенциал Чехова. «Без всяких сомнений – талантлив, обаятелен. Одна из настоящих надежд будущего», – писал о нем великий режиссер.

Михаил Чехов выступал в Художественном театре в основном в народных сценах и параллельно работал в Первой студии при МХТ, одним из руководителей которой был Евгений Вахтангов. Там Чехов сыграл своих знаменитых стариков: Кобуса в «Гибели "Надежды"», Фрибэ в «Празднике мира», Фрезера в «Потопе» и других. На тот момент ему было чуть более 20 лет, но зрители искренне верили, что перед ними действительно люди преклонного возраста. Вероятно, именно тогда у Чехова возникло умение создавать из эпизодов нечто значительное, даже из небольшой роли делать произведение искусства. И именно этому впоследствии он обучал своих американских студентов.

В то же время Чехов начал сниматься в кино, разумеется, «немом». В 1913 году на экраны вышел фильм «300-летие царствования дома Романовых», где он сыграл Михаила Федоровича Романова. Об этой своей роли Чехов вспоминает: «Я изображал царя Михаила Федоровича. Когда я показался в воротах, я услышал несколько отчаянных голосов, кричавших снизу от аппарата:

– Отрекайтесь от престола! Скорей! Два метра осталось (кинопленки – прим. ред.)! Скорей! Отрекайтесь!

Я отрекся, как умел».

Примерно в этот же период происходят и перемены в личной жизни. В 1914 году Михаил Чехов тайно обвенчался с племянницей О.Л. Книппер-Чеховой, Ольгой Книппер. Она была поразительно красива и разбила не одно мужское сердце, но выбрала в мужья Михаила. Их женитьба наделала много шума среди родни. Отец Ольги занимал довольно важный пост в Петрограде, а Михаил был, с его точки зрения, всего лишь актером «на выходах». Словом, родные сочли, что для Ольги это весьма невыгодная партия.

В 1916 году у молодых родилась дочь, но, увы, спустя два года брак распался. Ольга ушла от Михаила, вновь вышла замуж и в январе 1921 года уехала в Германию. Там она стала известной киноактрисой. Говорят, что в числе ее поклонников был Гитлер. Между прочим, фамилию первого мужа она менять не стала, и до конца жизни оставалась Ольгой Чеховой.

Актер и его роли

Но вернемся к Михаилу Чехову и его ролям в театре. Одними из самых известных образов, сыгранных им в 20-е годы, стал Хлестаков в гоголевском «Ревизоре».

Современники вспоминают, что главным впечатлением от игры Чехова в этом спектакле были легкость и воздушность, однако за этим стоял невидимый зрителям огромный труд. От находок Чехова в зале замирал сам Станиславский, который работал с ним над этой ролью. Импровизациям не было счета. В одной из театральных рецензий отмечалось: «Быть может, в первый раз за все те восемь десятилетий, которые насчитывает сценическая история "Ревизора" на русской сцене, явлен наконец-то тот Хлестаков, о котором писал сам Гоголь». После премьеры «Ревизора» Михаил Чехов проснулся знаменитым.

В 1924 году он сыграл Гамлета. Об этой роли мечтает любой актер, однако изначально Чехов не собирался становиться принцем датским, но исполнителя на эту труднейшую роль не нашлось, и ему пришлось взять ее на себя. Оценка чеховского Гамлета была противоречивой. В своей книге «Путь актера» он довольно спокойно приводит слова Станиславского о том, что он, Чехов, все же не трагик. Да и сам Чехов считал, что не дотянулся до того Гамлета, какой ему представлялся, но был убежден, что со временем достигнет необходимого трагического масштаба.

Через год театральная Москва была потрясена ролью сенатора Аполлона Аполлоновича Аблеухова в «Петербурге» Андрея Белого. В этом образе были и сила, и зловещая власть, и страх, но в то же время чувствовалась обреченность и близость конца.

Отъезд в Европу

Работа над серьезными ролями подорвала и без того хрупкое здоровье Чехова. В феврале 1928 года во время спектакля «Эрик XIV» у него случился сердечный приступ. Не лучшим образом на самочувствии актера сказались и отношения с коллективом МХАТ-2, директором которого он был: конфликты в труппе следовали один за другим. В марте 1928 года Чехов написал заявление об уходе из театра, а в мае того же года попросил разрешения на выезд за границу для лечения. Разрешение было получено, и в начале июля Чехов с супругой Ксенией Карловной Зиллер уехал в Германию.

Поначалу он не собирался оставаться за границей навсегда, но через год стало ясно, что возвращение на родину невозможно – там начались репрессии. Личной трагедией для актера стали аресты участников антропософского общества, членом которого он был. Кстати, сам Чехов не расценивал свой отъезд как эмиграцию и долгое время сохранял советское гражданство.

В Германии Чехов заключил контракт с немецким режиссером Максом Рейнгардтом, играл в его театрах, снимался в кино, поставил «Двенадцатую ночь» Шекспира, организовал в Берлине для русских актеров-эмигрантов маленькую студию, готовил с ними «Гамлета». Однако обстановка в стране была неспокойной – нарастало влияние национал-социалистской партии. К тому же Чехов скучал по широкому культурному контексту. Все это заставило его переехать в Париж, который был центром русской эмигрантской культуры. Он намеревался создать здесь школу драматического искусства. В 1931 году в Париже было основано Общество друзей «Театра Чехова», в почетный комитет которого входил, в частности, Сергей Рахманинов. Чехов поставил несколько спектаклей, но ожидаемого успеха не получилось.

В феврале 1932 года Чехов переезжает в Ригу. Этот период своей европейской эмиграции он сам считал наиболее плодотворным. В Латвии он работает с актерами Национального театра, играет в Театре русской драмы. Параллельно в Ковно (Каунас, тогда столица Литвы) ведет занятия по технике актерского мастерства в Литовском государственном театре, а также ставит «Гамлета», «Ревизора», «Двенадцатую ночь». Одновременно продолжает в Риге репетировать «Село Степанчиково» по Достоевскому, проводит семинары по системе Станиславского с латышскими актерами.

В это время в жизни Чехова происходит знаменательное событие: он знакомится с английской актрисой и продюсером Беатрис Стрейт, которая предлагает ему организовать театральную студию и школу при ней на юге Англии, в Дартингтоне. Это было воплощением чеховской мечты, и он с радостью принял предложение. Были набраны ученики, и в 1936 году начались занятия по новой системе, разработанной Чеховым. Он практически прекратил актерскую деятельность и полностью сосредоточился на преподавании. Студия работала весьма успешно, но в дело опять вмешалась политика. В марте 1938 году Германия оккупировала Австрию, а в сентябре был мобилизован британский флот. В воздухе чувствовалось приближение войны, и Чехов стал хлопотать, чтобы Студию перенесли в Америку.

За океаном

В 1939 году Михаил Александрович с большей частью учеников переехал в США и обосновался в имении Риджфилд в 50 милях от Нью-Йорка. Студию преобразовали в Театр со школой при нем. Но в декабре 1941 года Соединенные Штаты вступили во Вторую мировую войну. Стало не до театра, поэтому было принято решение временно закрыть «театральное предприятие». В эти непростые годы Чехов поддерживал связь с родиной и пытался ей помочь, принимая участие в концертах в пользу Красного Креста, направлявшего собранные средства в СССР.

Более-менее постоянным источником заработка в тот период были съемки в кино. А кино в Америке – это Голливуд. Там Чехов снялся в десятке кинокартин, в том числе у самого Хичкока (доктор Брулов в фильме «Зачарованный»). Правда, в основном это были роли стариков-иностранцев. Параллельно он давал уроки голливудским звездам и читал циклы лекций по мастерству актера. Американцы сразу оценили актерский гений Михаила Александровича. Школа Чехова пользовалась огромной популярностью, ее называли кузницей театральных талантов. Через эту «кузницу» прошли Клинт Иствуд, Энтони Куинн, Юл Бриннер и многие другие голливудские звезды.

Именно тогда Чехов подружился с Мэрилин Монро, которая три года брала у него частные уроки актерского мастерства. Ее благодарность учителю выражалась весьма трогательно. Например, она подарила Михаилу Александровичу портрет президента Линкольна с надписью: «Он был моим идолом, теперь им стали Вы». На Рождество 1954 года Монро преподнесла Чехову старинную икону Николая Чудотворца.

В 1946 году в Нью-Йорке вышла книга Мастера «О технике актера», сразу же ставшая настольной для американских актеров. Этот труд – результат многолетней работы, начатой еще в России и продолженной в Европе. В книгу включены главы и упражнения по всем важнейшим аспектам метода Чехова – воображение и внимание, атмосфера, психологический жест, импровизация, действия с определенной «окраской» и т.д. Безусловно, основой метода была система Станиславского. Чехов сам говорил, что его метод на 60% от Станиславского, на 20% от Вахтангова и Мейерхольда и только на 20% его собственный.

…Умер Михаил Чехов 1 октября 1955 в Беверли-Хиллс (Калифорния). Урна с его прахом захоронена на кладбище Форест-Лон-Мемориел в Голливуде. Почти до середины 1980-х его имя в России практически не упоминалось и встречалось лишь в отдельных мемуарах. На Западе же метод Чехова за эти годы приобрел значительное влияние. В частности, знаменитая студия его последователя Ли Страсберга до сих пор считается одной из лучших актерских школ, а работает она именно по методу Чехова. С начала 90-х годов регулярно организуются Международные мастерские Михаила Чехова в России, Англии, США, Франции, Прибалтике, Германии с участием российских артистов, режиссеров, педагогов.

Наша справка

Михаил Александрович Чехов (Петербург, 1891 – Лос-Анджелес, 1955) – племянник Антона Павловича Чехова, ученик Константина Сергеевича Станиславского. С 1912 года играл в Первой студии Московского Художественного театра (МХТ), с 1922 года был ее директором и директором МХАТ-2 (1924–1928 гг.). В 1928 году эмигрировал из СССР. В 1928–1938 годах жил и работал в Европе (Германия, Франция, Латвия, Литва, Англия), а в 1939–1955 годах – в Соединенных Штатах Америки.

Самые известные роли в театре: Мальволио («Двенадцатая ночь»), Гамлет («Гамлет»),

Хлестаков («Ревизор»), Король Эрик («Эрик XIV»), Сенатор Аблеухов («Петербург»),

Муромский («Дело»).

Фильмография:

1913 – «Трехсотлетие царствования дома Романовых»

1914 – «Хирургия»

1916 – «Любви сюрпризы тщетные»

1927 – «Человек из ресторана»

1944 – «Песнь о России»

1945 – «Зачарованный»

1946 – «Призрак розы»

1946 – «Ирландская роза Эбби»

1948 – «Техас, Бруклин и небеса»

1948 – «Триумфальная арка»

1952 – «Приглашение»

1954 – «Рапсодия»

Журнал «Русский век» № 11 2012

Голосов:
5

Комментариев: 0

Просмотров: 7500

Поделиться

Новости

30.03.2017 //13:19
Проживающая во Франции правнучка художника Константина Флавицкого получила российский паспорт
27.10.2016 //15:35
В Москве покажут 40 фильмов о русских эмигрантах
30.09.2016 //12:59
Американская синхронистка Мария Королева: «Люблю Россию, очень скучаю»
21.01.2016 //14:08
«Словенцы и русские»: в Любляне прошла конференция, посвященная русской эмиграции
14.12.2015 //13:41
Дочь белого генерала из армии Врангеля получила российский паспорт
30.11.2015 //12:35
Вдадимир Путин предоставил российское гражданство дочери белоэмигранта
26.11.2015 //13:10
Дочь белого эмигранта из Франции хочет получить российское гражданство
03.09.2015 //14:14
В Севастополе отметят 95-летие «Русского исхода»
24.04.2015 //14:32
О сложности брака с иностранцем расскажет автор книги «Брак по-австрийски»
23.01.2015 //14:01
Выставка «Год Юрия Тынянова.120» после Латвии приедет в Санкт- Петербург и Москву

Все новости

Также по теме