Публикации

30.01.2013
Валентина Калиничева
1812 год в литературе и искусстве: взгляд из современного Вильнюса

1812 год в литературе и искусстве: взгляд из современного Вильнюса

Эпоха Отечественной войны 1812 года оказала огромное влияние на развитие как русской национальной, так и мировой культуры. События 1812 года получили достойное отражение в поэзии и прозе, музыке и изобразительном искусстве, театре и кино. Память о войне хранят музеи, архитектурные и скульптурные памятники, монеты, названия улиц и городов, мемориальные доски. И всё это неоценимое богатство мы просто обязаны передать следующим поколениям.

Именно поэтому в юбилейный год 200-летия Отечественной войны 1812 года Фондом поддержки молодых талантов им. Елены Чудаковой при поддержке Посольства России в Литве в рамках проекта «1812 год в литературе и искусстве» был подготовлен и проведён цикл мероприятий, включавший в себя:

1. экспозицию произведений литературы и искусства, посвященных этой теме, развёрнутую в большом зале Вильнюсского Дома национальных общин; выставка продлилась до 19 января 2013 г.

2. торжественный вечер открытия этой экспозиции с комментариями и концертной программой;

3. серию встреч с учениками вильнюсских школ.

4. Предполагается издание памятного буклета, посвящённого этим мероприятиям и его презентация.

Недавнее мероприятие провели председатель Фонда им. Елены Чудаковой Инесса Маковская и член Фонда, руководитель вокальной студии классической музыки "Гармония" Людмила Мальцева.

Экспозиция, открывшаяся в Доме нацобщин, разделена на 5 частей: литература, живопись, музыка, кино, архитектура и скульптура.

Писатели и поэты об Отечественной войне 1812 года

Наследие здесь богатейшее: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, Н. А. Некрасов, Лев Толстой, Марина Цветаева, не говоря уже о К. Н. Батюшкове, В. А. Жуковском, П. А. Вяземском, М. Н. Загоскине, Д. Л. Мордовцеве, Г. П. Данилевском, Я. П. Полонском. Все они и многие другие были представлены в экспозиции.

Многие писатели были не только свидетелями, но и прямыми участниками военных событий — В.А.Жуковский, Ф.Н.Глинка, П.А.Вяземский, В.Ф.Раевский, К.Ф.Рылеев, А.С. Кайсаров, А. Ф. Воейков, С.Н. Марин, Д.В.Давыдов и многие другие.

О некоторых из них:

Из патриотических стихотворений Жуковского, навеянных 12-м годом, наибольшую популярность получил «Певец во стане русских воинов», оказывавший огромное воодушевляющее воздействие на передовую дворянскую молодежь. В «Певце» Жуковский обратился к патриарху русской поэзии Г.Р.Державину с приглашением «грянуть в струны», и семидесятилетний поэт отозвался на этот призыв «Гимном лиро-эпическим на прогнание французов из Отечества».

На события войны откликнулся и другой представитель старшего поколения, известный писатель и историк Н.М.Карамзин. После вступления союзных войск в Париж Карамзин пишет стихотворение «Освобождение Европы и слава Александра I». Он гордится русским народом, который «главы под иго не склонял», и приходит к выводу, что «победами славна лишь справедливая война».

Патриотических стихотворений тех лет известно около шестисот. Часть из них собрал В.А.Жуковский и издал в 1814 г. под названием «Собрание стихотворений, относящихся к незабвенному 1812 году».

Рвется в бой совсем еще молодой К.Ф.Рылеев, будущий декабрист. Он первым обращается к теме партизанской войны. Его «Песнь партизанская» стала народной.

В рядах русской армии сражался Ф.Н.Глинка, известный уже в то время поэт и публицист. В минуты передышки, нередко прямо на поле боя заносил он в записную книжку свои мысли и наблюдения. Так создавались «Письма русского офицера».

 
Слева направо: Людмила Мальцева, Жильвинас Радавичюс, Людмила Исаева, Валентина Калинчева,Инесса Маковская, Гражина Косарева и Алина Краскаускене. Фото: Аугустинас Дагялис.

 

Ф.Н.Глинка первым в литературе назвал войну 1812 г. Отечественной. Широко известны были также его песни и стихи на тему Отечественной войны. В связи с открытием в 1839 г. памятника на Бородинском поле Глинка создает «Очерки Бородинского сражения».

Откликнулся на события войны и знаменитый баснописец И.А.Крылов. Особую известность в народе получила басня «Волк на псарне». Все понимали, что Крылов высмеивает попытки Наполеона вступить в мирные переговоры, когда стало очевидно его опасное положение.

Мотивами войны пронизано всё творчество поэта-партизана Дениса Давыдова. Лирический герой его стихов — лихой воин-гусар, пламенный патриот, не жалеющий своей жизни ради защиты Родины. О том, как вместе с крестьянами громил врага, рассказал Давыдов в «Дневнике партизанских действий» — цикле художественных новелл.

Андрей Сергеевич Кайсаров - выдающийся ученый-филолог, профессор, героически павший на Отечественной войне 1812 года.

Его имя - в галерее воинской славы храма Христа Спасителя. С Кайсарова началась русская военная журналистика и фронтовая печать.

В 1812 Кайсаров служил в походной типографии при главной квартире армии, выпускавшей листовки и воззвания к местному населению и солдатам наполеоновской армии, газету «Россиянин» на русском и немецком языках, приказы, произведения, посвященные войне.Типография, в организации и деятельности которой Кайсаров играл важную роль, стала одним из центров публицистики 1812 года.

Марин Сергей Никифорович (17.2.1776-9.2.1813), полковник, поэт-сатирик, флигель-адъютант императора Александра I. Начал службу подпрапорщиком в Преображенском полку, где проявил склонность к литературе. Во время Отечественной войны 1812 состоял при генерале П.И. Багратионе. Приобрёл широкую известность у современников благодаря своему блестящему уму, бойким шуточным стихотворениям и пародиям. Стихи Марина расходились во множестве списков.

Хмельницкий Николай Иванович, русский драматург, государственный чиновник. В Отечественную войну 1812 года - адъютант Кутузова. В 1829 - 1837 годах - Смоленский губернатор.

В 1836 г. вышли записки героини войны Надежды Дуровой под названием «Кавалерист-девица. Происшествия в России». Рассказывая о своем участии в войне, Дурова живописно воспроизводит военный быт русской армии, дает красочные характеристики Кутузову, Ермолову и другим.

Участником войны 1812 г. является также А.С.Грибоедов. Вслед за комедией «Горе от ума» он задумывает трагедию «1812 год». К сожалению, был сделан только план и несколько набросков. Грибоедов хотел показать истинного героя войны и его горестную судьбу: вернулся, освободив родину, в прежнее рабство.

Двенадцатый год застал Пушкина на школьной скамье, в лицее. Многие свои строки и строфы Пушкин напоил, по его собственному выражению, «славою двенадцатого года».

В 1831 г. вышел роман Загоскина «Рославлев, или Русские в 1812 году». Это было первое по времени обширное художественное повествование об Отечественной войне. Участник событий 1812 г., Загоскин сумел правдиво воссоздать некоторые эпизоды войны, партизанского движения, картины провинциального быта.

В ответ на «Рославлева» Загоскина Пушкин начал писать свой роман «Рославлев». Блестяще начатый, он, к сожалению, не был закончен. В противовес загоскинской идиллизации Пушкин дал в своем романе картину, полную исторической правды.

Особое место в художественной литературе, посвященной героической странице в истории России, занимает стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» — первое художественное произведение, в котором исторически точное описание боя сочетается с высочайшим поэтическим мастерством. Впервые Лермонтов дал рассказ о Бородинском сражении от лица рядового участника, простого солдата-артиллериста.

Семь лет напряженного труда (1863—1869) посвятил Л.Н.Толстой созданию грандиозной эпопеи «Война и мир». Он изучал исторические документы, работы историков, разыскивал «сырой и жизненный материал» в письмах, записках, рассказах, совершил поездку в Бородино. Стремясь понять, какая сила поднимала на героические подвиги тысячи русских солдат в Бородинском сражении, Толстой приходит к выводу, что сила эта — патриотизм русского народа.

На события Отечественной войны откликнулся также автор широко известных в свое время исторических произведений Г.П.Данилевский, написав роман «Сожженная Москва».

Особый интерес в экспозиции представляет копия книги литератора, историка, педагога, этнографа Ф. А. Кудринского «Вильна в 1812 г.», жившего в Вильне и сотрудничавшего в газете «Виленский вестник».

Книга написана в память столетней годовщины Отечественной войны. С факсимиле Императора Александра I, Наполеона и некоторых русских генералов.

Героическая тема 1812 г. с новой силой зазвучала в годы Великой Отечественной войны. В первый же год войны была написана и напечатана повесть С.Голубова «Герасим Курин». В 1943 г. вышел в свет его роман «Багратион».

На сценах многих театров страны с успехом шли пьесы советских авторов «Фельдмаршал Кутузов» В.Соловьева, «Полководец» К.Тренева, «Петр Багратион» Г.Мдивани, «Давным-давно» А.Гладкова.

В дальнейшем также был создан ряд интересных произведений, посвященных событиям, связанным с Отечественной войной 1812 г.

В романе Л.Раковского «Кутузов» перед читателями предстает прекрасный образ великого русского полководца. В основе романа Б.Окуджавы «Свидание с Бонапартом» также события Отечественной войны 1812 года. Романтические судьбы героев тесно переплетены с истинной историей нашествия, а потом и изгнания из России наполеоновских войск.

Можно отметить также историческую хронику «Денис Давыдов» Н.Задонского, «Сынов степей донских» Д.Петрова-Бирюка, «На Старой смоленской дороге» Н.Рыленкова.

Художественные произведения, посвященные теме двенадцатого года, часть из которых представлена в экспозиции, весьма различны по своему характеру, но их историческое значение бесспорно.

 

1812 год в изобразительном искусстве

Война 1812 года особенно ярко отразилась в произведениях живописи и графики, архитектуры и скульптуры.

Тысячи русских и зарубежных художников, как профессионалов, так и любителей, приняли участие в создании произведений, посвященных Отечественной войне 1812 года, наиболее крупным её сражениям и ярким личностям, проявившим себя в этих битвах. Репродукции наиболее известных художников, посвятивших себя этой теме, представлены в экспозиции.

В первую очередь художников привлекали образы русских военачальников.

В 1813 г. Р.М. Волков написал парадный портрет М.И. Кутузова. Более достоверное изображение М.И. Кутузова принадлежит кисти А.О. Орловского (1813). Автор не идеализирует полководца — перед нами печальный человек, умеющий размышлять и чувствовать.

Известна значительна работа «Портрет Багратиона» художника Василия Тропинина, созданная им в 1816 году.

Другой известный художник Орест Кипренский (1782-1836), по праву названный певцом русской воинской доблести, создал романтический образ русского война в портрете гусарского полковника Давыдова (1809).

25 декабря 1826 года в присутствии императора Николая I, его семьи и ближайшего окружения состоялось официальное открытие постоянно действующей «Военной галереи» Зимнего дворца.

Создание этой галереи началось вскоре после триумфальной победы русской армии над Наполеоном. Император Александр I задумал создать в Зимнем дворце галерею, где были бы представлены портреты прославленных русских полководцев Отечественной войны 1812 года – Кутузова, Барклая-де-Толли, Багратиона, Раевского, Тучковых, Кутайсова, Дохтурова, Ермолова, Неверовского и многих других славных сынов России. Условием размещения портрета в Военной галерее было участие в боевых действиях против наполеоновских войск в 1812-1814 годах в генеральском чине, либо произведение в генералы вскоре после окончания войны за отличия, проявленные в боях.

С этой целью в 1819 г. был приглашен замечательный английский портретист Джордж Доу. За 10 лет Доу и два его русских помощника — А.В.Поляков и В.А.Голиков — написали 332 портрета русских генералов — участников Отечественной войны и заграничных походов, ставших порой единственными изображениями героев. Современников удивляла и скорость, с какой работал портретист, и схожесть изображения с натурой. Для Военной галереи в Зимнем дворце был специально подготовлен парадный зал, потолок его украшен декоративной росписью, на стенах в пять рядов в золоченых рамах размещены портреты. Более 300 портретов участников войны!

Этот художник некогда восхищал А.С. Пушкина, который в своем стихотворении «Полководец» писал:

Толпою тесною художник поместил

Сюда начальников народных наших сил,

Покрытых славою чудесного похода

И вечной памятью двенадцатого года.


В первой четверти 19 века наиболее популярен был жанр графики, позволяющий быстро и непосредственно выражать наблюдения, мысли; он был живее и свободнее живописи.

Немецкий художник-баталист и литограф А. Адам участвовал в походе на Россию в составе IV-го корпуса вице-короля Италии Евгения Богарне. На протяжении всей кампании он подробно фиксировал в рисунках и дневниковых записях ход событий, в которых, как правило, принимал непосредственное участие.

После возвращения во Францию, на основе многочисленных зарисовок, которые ему удалось сохранить несмотря на неимоверные тяготы отступления, Адам в период с 1827 по 1833 гг. литографирует их и снабжает пояснительными текстами из своего походного журнала. Альбом Адама несомненно представляет большой интерес, поскольку объективно отражает события Отечественной войны 1812 г.

События войны отражены и в рисунках баварского придворного художника, члена Академий художеств в Мюнхене, Берлине, Вене и Санкт-Петербурге Петера Гесса. В 1813 - 1815 годах он участвовал в походах против французов, его впечатления и наблюдения воплотились в ярких рисунках. Позднее художник создал ряд жанровых сцен из военной жизни эпохи 1812-1814 годов. Получив заказ написать серию картин о наиболее крупных сражениях войны 1812 г., художник В 1839 г. вместе с военными консультантами посетил места боев, которые ему предстояло изобразить. В 40-е гг. он написал 12 полотен маслом: «Сражение при Бородине», «Переправа через Березину», «Сражение при Тарутине», «Сражение под Смоленском» и др.

Христиан Вильгельм Фабер дю Фор (v. Faber du Faur) - вюртембергский генерал-майор (1839), художник-любитель. Изучал право, с 1802 г. государственный адвокат в Штуттгарте. В 1809 добровольно поступил в полк Короля. В 1812 году служил в 25-й пехотной дивизии Великой армии. С 1849 - генерал-майор.

Создал серию рисунков о походе в Россию, которая в 1827-1830 гг. была гравирована и издана под названием «Листы из моего портфеля, зарисованные на месте во время кампании в России» с подробными пояснениями к гравюрам. Альбом выдержал несколько изданий, наряду с серией рисунков А. Адама он является ценнейшим изобразительным источником о войне 1812 года. Кисти Фабер дю Фора принадлежат картины «Переход через Березину» и «Кофейня в Вильно». Ныне вся серия акварельных рисунков, посвященных походу в Россию, хранится в собрании Баварского музея армии (г. Ингольштадт, Германия).

В картинах русского живописца Василия Васильевича Верещагина проявилась истинная роль народа, рядового русского солдата в войне 1812 года. Около семнадцати лет отдал Верещагин работе над этой темой. Серия осталась незавершенной и в нынешнем виде включает в себя двадцать картин, не считая этюдов, рисунков и незаконченных композиций. Сам художник делил ее на две части. Семнадцать картин, объединенных названием «Наполеон в России», представляют основные эпизоды русской кампании, начиная от Бородинского сражения, вторжения в Москву и кончая гибелью «Великой армии» в снегах России. Сюда входят такие работы, как: «Наполеон на Бородинских высотах», «Сквозь пожар», «На морозе» и другие. Другую часть он озаглавил «Старый партизан».

Очень важно то, что в лице этого живописца тема Двенадцатого года и русская батальная школа получили всемирное признание, чему способствовал и передвижной характер его художественных выставок. Примеру Верещагина последовали многие баталисты: А.Д. Кившенко, Ф.А.Чирка, И.Ф.Прянишников, В.В.Мазуровский, Н.С.Самокиш, А.Ю. Аверьянов и др.

 

Одновременно с картинами художник Василий Верещагин написал и книгу о тех событиях «Наполеон в России», в которой дал оригинальную и непривычную трактовку личности французского императора.

Столетний юбилей Отечественной войны всколыхнул интерес к ее событиям. В 1912 г. непревзойденный мастер панорамной живописи Ф.А.Рубо написал лучшую из своих панорам — «Бородинская битва», где показал один из напряженных моментов сражения в полдень 26 августа (7 сентября). На огромном живописном полотне массы воюющих размещены с таким искусством, что нет ощущения их скученности, и в то же время картина не распадается на изображение отдельных эпизодов.

Память человечества об Отечественной войне 1812 г. запечатлена в архитектурных ансамблях и скульптурных памятниках: Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник и Александровская колонна, триумфальные Нарвские ворота и памятник защитникам Смоленска

1812 г., памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли, П.И. Багратиону и другим героям, Храм Христа Спасителя и Триумфальная арка в Москве.

Большое число памятников было установлено к широко отмечавшемуся столетнему юбилею Отечественной войны 1812 года. Особое место среди них занимает группа памятников, сооруженных на Бородинском поле.

Огромное количество самых разных новых памятников создано по всему миру и в прошедший юбилейный год 200-летия этого события. Это архитектурно-скульптурные памятники героям войны и новый десантный катер с именем «Денис Давыдов», новые или восстановленные храмы, часовни, музеи и открытие (после реконструкции) новой экспозиции панорамы «Бородинская битва», картины и скульптуры, памятные знаки и доски, монеты и марки, новые версии спектаклей, посвящённых Отечественной войне 1812 г., и новая постановка оперы С.С.Прокофьева «Война и мир» в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко, и многое, многое другое.

Отечественная война 1812 года в музыке

Музыке, однако, повезло меньше других видов искусств. Далеко не все произведения дошли до нашего времени, а сохранившиеся нотные издания стали редкостью, существуя лишь в единичных экземплярах.

Музыка Отечественной войны 1812 года – это, главным образом, военные песни и марши (победные – на взятие городов и траурные – на смерть героев), а также произведения, воспевающие победу, – хоры, куплеты на возвращение войск и императора и т. п. Все эти произведения были написаны по конкретным поводам, создавались в ходе непрестанно меняющейся картины войны, отражали ее основные события и возникали сразу «по горячим следам». Можно сказать, что это была своеобразная музыкальная хроника Отечественной войны. Все издания, которые можно было найти в библиотеке или в Интернете, были представлены в экспозиции.

Ценны также вокальные сочинения на стихи поэтов, которые участвовали в войне 1812 года, – Д.В.Давыдова, генерал-лейтенанта, предводителя партизанского движения, и В. А. Жуковского, вступившего в Московское ополчение в чине поручика.

Отдельного внимания заслуживают произведения Д. С. Бортнянского и А. Н. Верстовского на текст знаменитой оды В. А. Жуковского «Певец во стане русских воинов», написанной накануне Тарутинского сражения.

Участником военных действий 1812 года был и композитор А. А. Алябьев, увековечивший свое имя романсом «Соловей». Добровольно вступив в русскую армию, он прошел в её рядах путь защитника Отечества вплоть до Парижа. На военную тему А. А. Алябьевым написаны патриотические и гусарские песни. Разумеется, много внимания уделялось авторами Александру I и Наполеону.

Одним из самых знаменательных событий Отечественной войны 1812 года является Бородинское сражение. Оно запечатлено в музыкальных сочинениях разных жанров и для разных средств исполнения. Из вокальных произведений стоит отметить песню «Бородино» на слова М. Ю. Лермонтова и музыку Алексея А. Архангельского для хора с фортепиано), «Скажи-ка, дядя» (муз. Ю. Полкорая для голоса с фортепиано). В ряду инструментальной музыки значительное место занимают марши, для духового оркестра – «Бородинский марш» (муз. А.Ф. Львова, талантливого скрипача, композитора, автора русского национального гимна «Боже, царя храни»). «Бородинский марш» им написан в 1839 году по случаю сооружения памятника на Бородинском поле.

Было написано много сочинений, посвященных Москве того времени. Среди них выделяется фантазия Д.Штейбельта «Изображение объятой пламенем Москвы», написанная сразу после изгнания наполеоновских войск.

Из наиболее выдающихся оркестровых произведений можно назвать торжественную увертюру «1812 год» П. И. Чайковского. Она создавалась по случаю открытия Храма Христа Спасителя, возведение которого было посвящено 70-летию победы России в Отечественной войне 1812 года. Немало музыкальных произведений было написано в связи со 100-летним юбилеем.

Среди музыкально-сценических произведений конца XIX - начала XX века следует отметить неоконченную оперу В.С. Калинникова «В 1812 году» (был написан только пролог).

К созданию оперы «В 1812 году» композитор Василий Сергеевич Калинников (1866—1900) приступил по предложению театрального и музыкального деятеля, мецената Саввы Ивановича Мамонтова (1841—1918), написавшего либретто. Знаменитый меценат проявил себя с неожиданной стороны. Однако начав работу над оперой в 1899 году, композитор успел завершить только «Пролог». В 1901 году «Пролог» был поставлен на сцене русского частного оперного театра в Москве, основанного тем же С. И. Мамонтовым.

Либретто незаконченной Калинниковым оперы легло в основу оперы (с тем же названием в 3 действиях с прологом и эпилогом ) Бориса Карловича Яновского (1875—1933), композитора, дирижера и музыкального критика. Опера «В 1812 году» была им написана к 100-летнему юбилею победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.

Из сценической музыки 2-й половины ХХ века этой теме посвящена знаменитая опера С.С.Прокофьева «Война и мир» на либретто самого композитора и М.А.Мендельсон-Прокофьевой по одноимённому роману Л.Н.Толстого (началом работы над оперой стал 1941 год). Задуманная еще перед Великой Отечественной войной, эта опера создавалась, несомненно, как отклик композитора-патриота на грозные события военных лет уже XX века. Ни над каким другим своим произведением Сергей Сергеевич не трудился так долго и тщательно. Он посвятил опере десять лет, и все-таки не успел при жизни увидеть ее на сцене в полном варианте.

Почти одновременно с С.С.Прокофьевым Т.Н.Хренников написал музыку к спектаклю Театра Красной Армии «Давным-давно» по пьесе А.К.Гладкова. Спектакль был поставлен в 1942 году и имел большой успех. А в 1980 году в Государственном академическом Большом театре состоялась премьера балета Т.Н.Хренникова «Гусарская баллада» (либретто О.М.Виноградова на сюжет той же пьесы).

Отечественная война 1812 года в кино

Тема Отечественной войны 1812 года нашла свое отражение и в кинематографе. Одной из первых картин о войне 1812 года была историческая драма «1812 год», снятая к 100-летнему юбилею событий. Впоследствии были «Кутузов» Владимира Петрова, «Эскадрон гусар летучих» Станислава Ростоцкого, «Гусарская баллада» (муз. Т.Хренникова) и «О бедном гусаре замолвите слово» (муз. А.Петрова) Э.Рязанова и другие фильмы. Но наиболее известная и любимая всеми зрителями стала экранизация романа Льва Толстого «Война и мир» режиссера Сергея Бондарчука. Хотя это не первая попытка отечественных кинематографистов переложить для экрана бессмертную эпопею Льва Толстого, пишет Федор Раззаков в книге «Наше любимое кино… о войне». Первая была предпринята в 1915 г. режиссерами Владимиром Гардиным и Яковом Протазановым. Учитывая состояние тогдашнего кинематографа, получилась лишь экранизация отдельных отрывков романа.

Спустя сорок лет американский режиссер Кинг Видор вновь обратился к «Войне и миру», сняв двухсерийную версию с участием таких звезд Голливуда, как Одри Хепберн (Наташа Ростова), Генри Фонда (Пьер Безухов), Мела Феррера (Андрей Болконский) и др. Однако фильм не имел того успеха, на который рассчитывали его создатели.

Именно американо-итальянская киноверсия «Войны и мира», а также приближающееся 150-летие Бородинского сражения побудили советских кинематографистов снять свой вариант толстовского романа.

15 апреля 1969 г. в Лос-Анджелесе, на церемонии вручения премии «Оскар» за 1968 г., фильм «Война и мир» был удостоен награды как лучший зарубежный фильм. Он также внесен в Книгу рекордов Гиннесса за то, что в его съемках принимало участие самое большое число киностатистов — 120 тысяч человек.

Торжественный вечер открытия экспозиции состоялся 19 декабря 2012 г. в Вильнюсском Доме национальных общин. Несмотря на холодную погоду за окном, свободных мест в зале не было. Вечер вели председатель фонда им. Елены Чудаковой Инесса Маковская и руководитель вокальной студии классической музыки «Гармония» Людмила Мальцева. Они рассказали об идее мероприятия и прокомментировали представленные на выставке экспонаты. Среди выставленных книг, портретов героев Отечественной войны 1812 г., репродукций картин, нот музыкальных произведений тех лет или посвящённых им, нашлось место и для кукол в форме воинов разных родов войск Отечественной войны 1812 г. (автор – преподаватель русской начальной школы «Svaja» Залина Хуцистова).

В ходе вечера было немало музыки, помогавшей создать обстановку и настроение той эпохи. Очень трогательным было выступление детей русского детсада «Sveikuolis» (руководитель - Любовь Кольцова, музыкальный руководитель Елена Беляева). Совсем маленькие мальчики, одетые в мундирчики того времени, и девочки в бальных платьях представили собравшимся картинку бала. Сначала танцевали, пройдясь перед зрителями парами, а затем, усевшись отдохнуть, общались и беседовали словами из лермонтовского «Бородино».

Камерные произведения для флейты, скрипки, виолончели и фортепияно исполнил семейный ансамбль «Regnum musicale» (руководитель Раймонда Даунене) и Л. Мальцева. Солисты ансамбля «Гармония» Валентина Калинчева и Игорь Абетковский проникновенно исполнили произведения композитора Андрея Петрова из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово».

Вечер прошёл с большим успехом и завершился словами благодарности от И. Маковской всем собравшимся, проявившим интерес к столь непростой, но очень интересной теме, директору Дома национальных общин госпоже Альвиде Гедаминскене, а также всем тем, кто помогал в подготовке и проведении этого мероприятия.

Вечер вызвал большой интерес у присутствовавших преподавателей средних школ Вильнюса, которые выразили желание привести сюда своих воспитанников, чтобы провести для них не совсем обычный, но полезный и наглядный урок истории.

Встречи с учениками вильнюсских школ

И такие уроки истории состоялись уже после праздника Нового года и зимних школьных каникул. Особенно многочисленным был отряд школьников из русской школы «Senamiesčio» (около 80 человек) во главе с директором, магистром педагогических наук Людмилой Исаевой, учителями Жильвинасом Радавичюсом (магистром исторических наук, дворянином, старшим учителем неформального образования детей, автором ряда образовательных проектов для детей, подростков и взрослых), а также учителями истории - Гражиной Косаревой (учителем-методистом) и Алиной Краскаускене (старшим учителем).

Эти встречи-беседы с детьми были невероятно тёплыми. Иногда создавалось впечатление, что дети не хотят уходить. Они слушали, задавали вопросы, сами читали стихи. Очень жаль, что при встрече с первой школой не было музыки. Совсем по-другому проходили встречи, иллюстрированные музыкальным сопровождением. В этом случае школьники не так уставали, внимание и настроение были совсем другими, дети и взрослые были ближе друг другу.

Одну из групп составляли дети из литовской школы, изучающие русский язык. При общении с ними на русском языке абсолютно не чувствовалось языкового барьера. Они были раскованы, не стеснялись и с удовольствием исполнили литературный монтаж, подготовленный ими в школе, на стихи М.Ю.Лермонтова «Бородино». Все встречи завершались общим фотографированием.

Вне зависимости от настроения и самочувствия организаторов до начала встреч со школьниками, после этих встреч было ощущение, что всё это не зря, не впустую, а настроение всегда было приподнятым.

Валентина Калиничева,

член Фонда им. Елены Чудаковой

 

Голосов:
6

Комментариев: 0

Просмотров: 24996

Поделиться

Также по теме