Публикации

07.08.2013
Михаил Калинин
Чем удивила Белоруссия

Чем удивила Белоруссия

Нынешним летом мы семьёй совершили путешествие на машине в Белоруссию. Интересно было познакомиться с колоритом бывшей братской советской республики, а ныне царства-государства во главе с «батькой Лукашенко».

Россия за кормой

В Белоруссию мы въехали вечером, оставив за кормой «Ларгуса» древние Кострому и Ростов Великий, Сергиев Посад и Дмитров, Великий Новгород и Псков, Псково-Печёрский монастырь и пушкинское Михайловское. Причём въехали по платной автодороге Себеж – граница с Белоруссией. Кроме того, что она сокращала путь и не была перегружена транспортом, от обычной не самой лучшей двухполоски ничем не отличалась. За 82-километровое «удовольствие» заплатили в придорожной будке у границы двести с чем-то рублей и двинулись дальше. Кстати, отличная автострада Минск – Брест тоже платная, но с нас денег не взяли. Подкатили мы к одному из многочисленных автоматических шлагбаумов, служащий машет рукой: «Проезжайте». Оказывается, таможенный союз России и Белоруссии реально действует!

Мы – миллионеры!

Белоруссия шокировала ценами. Поздно вечером увидели мотель на автотрассе Витебск – Минск. Остановились, зашли, спрашиваем у девушки за кассой: «Места есть?» «Есть». «Сколько стоит с человека?» Ответ вверг нас в ступор: «72000 рублей» (здесь и далее цифры округляю. – М.К.). Попросили красавицу пересчитать с белорусских рублей на российские и поразились ещё раз. В российской валюте вышло всего 270 целковых. У нас отыскать место дешевле 500 рублей почти невозможно.

На основных автотрассах Белоруссии оплачивать заправку, стоянку, покупки можно в любой валюте, а как свернёшь в сторону, в ходу только белорусские деньги. Мы погорели на этом, когда заехали на военно-мемориальный комплекс «Линия Сталина» возле г. Заславль Минской области (там в первые дни войны без вести пропал мой дядька). Вход на мемориал платный, а брать российские дензнаки не проявившая к нам никакого участия кассирша категорически отказалась. Зато когда мы их позже поменяли, то почувствовали себя миллионерами. 6000 современных российских рублей обернулись 1600000(!) белорусских. Словно в Россию 90-х вернулись.

Назад в СССР

А ещё мы вернулись в СССР. По крайней мере, такого безразличного отношения продавцов к покупателям, как в Белоруссии, нам не встречалось уже лет двадцать. Ни улыбок, ни желания услужить. При этом основная масса товаров в магазинах – собственного производства. Это касается как продуктов, так и промтоваров. По нашим деньгам всё недорого, но, судя по разговорам местных пенсионеров, у белорусов жизнь не самая сладкая. «Слышали, цены на сахар на 10 процентов подняли и на водку тоже? Так вот, сахар по старой цене ещё остался (называет магазин), бегите, может, достанется», – втолковывает двум ровесницам дедок лет семидесяти. Те сетуют на жизнь, на дороговизну и торопятся по указанному адресу. Разговор этот я услышал в газетном павильоне в г. Барановичи, где пытался купить автомобильную карту Белоруссии. Продавец с постным лицом среагировала на меня лишь после третьего обращения. И то лишь для того, чтобы сказать, что такой карты у неё нет.

Вещь в себе?

Белоруссия напомнила СССР и по сдержанности, если не сказать угрюмости, своих жителей (даже на фоне не самых улыбчивых россиян). Большинство наших братьев-белорусов – как «вещь в себе». Идёшь, всматриваешься в людей, все словно наглухо застёгнуты на все пуговицы. «Хм-м, здесь даже девушки не улыбаются», – отметил сын.

Впрочем, стоит заговорить с человеком на улице, обратиться с просьбой, и он преображается. Пару раз мне пришлось обращаться к белорусским водителям с вопросами, как лучше проехать. Реакция была самой положительной и дружеской. Один даже выбрался из кабины своего огромного МАЗа и принялся с готовностью рисовать прутиком на песке оптимальный для нас маршрут.

Своими силами

МАЗ – главный грузовик Белоруссии. Грузовых иномарок западного производства под белорусскими номерами мало, КамАЗов, а тем более «китайцев» не видно совсем. Вновь чёткая ставка на своих производителей. Именно сотни МАЗов без устали перевозят песок, щебень, асфальт на строительстве автодорог. Дороги в Белоруссии и так хорошие, но масштабы строительства новых автострад впечатляют ещё больше. Сколько ехали по дороге Минск – Гомель, везде одна большая стройка. Впечатлила культура ведения работ, их продуманность. Несмотря на огромный объём строительства, никаких пробок не наблюдалось, и скорость движения транспорта оставалась высокой. Судя по лицам рабочих, на стройках заняты только местные жители, никаких гастарбайтеров.

Безнадёги не видно

Продукты питания в Белоруссии свои и натуральные, в их основе старые советские ГОСТы. Несмотря на то что брошенные дома в деревнях встречаются, российской деревенской безнадёги тут не видно. Поля в массе своей обработаны, на лугах коровы пасутся, фермы не заброшены. Во многих местах видны современные модульные постройки, как я понял, перерабатывающие комплексы. На полях перед Гомелем встретились зерноуборочные комбайны. Издалека по очертаниям я решил, что импортные, но когда подъехал ближе, то прочитал марку «Полесье». Оказывается, их с успехом производят на «Гомсельмаше» не только для себя, но и на экспорт.

К Родине – с любовью

Города в Белоруссии ухоженные. Особенно понравился Гомель – второй по величине город республики. Дворы, улицы, дороги, по крайней мере центральные, в отличном состоянии, всё покрашено, подстрижено, кругом цветы. А ещё поразило отсутствие назойливой рекламы. Рекламных щитов, за которыми почти не видно наших городов, там практически нет. А если и есть, то лишь с признанием любви к своей Родине. Почти все надписи на русском языке. На белорусском – лишь названия населённых пунктов на дорожных указателях да пожелания счастливого пути: «У добры шлях». Информацию о России в радионовостях передают регулярно, но, как мне показалось, часто с негативным оттенком: о взятках, судах, происшествиях. А может, мы просто сами повод такой даём?

У добры шлях

Отметил ещё, что все светофоры в Белоруссии самые современные, светодиодные, однако на правила проезда перекрёстков сей факт положительно не влияет. Лихо пролететь на красный у белорусских водителей в порядке вещей. Хоть на новой крутой иномарке (коих немного), хоть на древней, чадящей, коих пруд пруди. Не знаю, какое наказание следует за данное нарушение, но за пьянство за рулём тут карают по полной. Согласно указу Лукашенко повторное пьянство обернётся для нарушителя не только лишением прав, но и автомобиля! «Договориться» с гаишниками вряд ли удастся. Коррупцию тут выжигают калёным железом.

Бензин в Белоруссии дешевле, чем в России. Литр 95-го стоит 28 наших рублей. А вот в соседней Украине он зашкаливает далеко за сорок, потому и норовят украинцы из приграничных районов заправляться в Белоруссии. Их не пугают даже сложности пересечения границы. Надумав заглянуть к друзьям в черниговскую Добрянку, мы простояли на белорусско-украинской границе 9 часов! А вот границы между Белоруссией и Россией как таковой не существует. На трассе ни пограничников, ни таможенников. Только вагончики, где продаются полисы ОСАГО, «Зелёные карты» да указатели стран.

Голосов:
5

Комментариев: 0

Просмотров: 5574

Поделиться

Также по теме

Россия и Чехия: новые технологии в здравоохранении и перспективы сотрудничества