Статья

20.01.2014
Виктор Шестаков
О подвиге кистью

О подвиге кистью

Тема переселенцев в изобразительном искусстве

Тема переселения издавна занимала особое место в российском обществе, волновала пытливые и неравнодушные умы, и посему нашла яркое отражение в литературе и живописи. «Русский век» предлагает вашему вниманию первую часть публикации, посвященной переселенческой теме в изобразительном искусстве.

 Часть 1. Имперские переселенцы имперских художников

 Начавшиеся в пореформенной России процессы, связанные с перемещением крупных человеческих ресурсов по линии Запад-Восток, реальные истории жизни, путешествия и обустройства переселенцев не могли не затронуть мастеров живописи, для которых масштабность происходящих событий просто кишела сюжетами.

Необходимо отметить, что в жанровой живописи русские художники обращались к теме переселения и раньше. Преимущественно это касалось «исторических переселений» в Крым, на Кубань и Кавказ.

Валерия Якоби «Привал арестантов»

Отчасти переселенческая тематика связывалась с доставкой арестантов в места отбытия наказания, что в Российской империи зачастую было принудительным переселением в Сибирь. Преступников везли конвойные караваны, напоминавшие караваны переселенцев. К этим работам можно отнести яркое полотно Валерия Якоби «Привал арестантов» или работу Ильи Репина «Под конвоем. По грязной дороге».

Илья Репин «Под конвоем. По грязной дороге»

Первым русским художником, затронувшим тему переселения и переселенцев, стал уроженец Курской губернии Константин Александрович Трутовский (1826-1893), великолепный иллюстратор произведений Н. В. ГоголяМ. Ю. ЛермонтоваИ. А. Крылова.

Обучаясь в Харькове, Трутовский был знаком с Малороссией и большая часть сюжетов на интересующую нас тематику была посвящена переселенцам отсюда. В Русском музее хранится графический рисунок для открыток «Переселенцы». В этом же стиле выполнена известная специалистам иллюстрация «Чумак». Однако лучшей картиной художника вообще, по оценке В.В.Стасова, является полотно «Переселенцы Курской губернии», написанное в 1864 году и хранящейся Русский музее Санкт-Петербурга. Картина, выполненная в стиле Трутовского, четко передает момент прощания семьи переселенцев с родней. Яркие краски создают оптимистическое настроение, которое нивелирует общий печальный тон расставания.

Константин Трутовский, переселенцы Курской губернии

Именно печальными, почти трагическими картинами, посвященными переселенцам, известен Сергей Васильевич Иванов (1864-1910). Обучаясь в петербургской академии художеств, Иванов предпринял путешествие в Самарскую губернию. Результатом поездки стала картина «Слепцы». Как считают искусствоведы, к этому периоду восходят истоки интереса художника к «переселенческому» быту.

Сергей Иванов, Обратные переселенцы

Это время как раз выпало на вторую половину XIX века, когда переселенческое движение стало эпохальной страницей имперской истории. Решение земельного вопроса правительство видело в предоставлении крестьянам территорий для поселения и обживания на востоке страны – в Южной Сибири, Забайкалье, Дальнем Востоке.

Мечтая о «Беловодье» или «Белой Арапии», навстречу тяжелым испытаниям двинулись сотни тысяч крестьянских семей, оставляя за собой старую жизнь, унося с собой свой утлый скарб, пешком и на подводах, а если повезет, то и по железной дороге, устремлялись они, вдохновленные утопическими мечтами. Перемещение огромных масс населения, через огромные территории, преодоление трудностей бездорожья, голода, болезней, чиновничьего равнодушия, ненастной погоды можно считать настоящим подвигом.

Иванов, воспринял эти процессы именно как трагедию, трагедию разрыв со старой жизнью, трагедию тяжелого пути. Испросив в Московском художественном обществе свидетельство на «проезд и жительство» в ряде губерний от Московской до Оренбургской, Иванов расстается с училищем, не получив даже свидетельства на звание учителя рисования. С этого времени Иванов становится своеобразным летописцем «русского переселения XIX века».

«… Десятки вёрст прошёл он с переселенцами в пыли русских дорог, под дождём, непогодой и палящим солнцем в степях, много ночлегов провёл с ними, заполняя свой альбом рисунками и заметками, много трагических сцен прошло перед его глазами, и в голове его сложился ряд картин, действительно способных нарисовать эпопею русских переселений», - так описал этот период жизни художника критик Сергей Голоушев (Сергей Глаголь).

Картины Иванова о переселенцах исполнены тусклыми красками и тусклым настроением. Нужда, болезни и смерть – вот что увидел и изобразил на своих полотнах Сергей Иванов.

В Третьяковке висит картина «В дороге. Смерть переселенца» (1889). Раскаленная от зноя степь. Выжженная солнцем пустынная земля. Голое безлюдное место. Распряженная кибитка и тело кормильца, опоры и надежды. Нет слов и нет слез у убитой горем женщины. В немом отчаянии скребет она скрюченными пальцами сухую землю. Все обрушилось, впереди неизвестность…

Иванов сознательно добивался именно такого впечатления. Желая еще больше подчеркнуть обреченность переселенцев, художник решил не вводить в картину и лошадь, которая также была в эскизе…

Надо отметить, что представители реализма видели в трагической участи переселенцев вдохновение для критического фиксирования эпохи. Не прошел мимо этой темы Василий Перов в известном рисунке «Смерть переселенца». Описывали страдания мигрантов Чехов и Телешов. При этом талантливый Иванов начинал свой цикл с картины «Русь идет», картины вполне радужной, где люди бодры и полны светлой надежды перед началом пути. Потом, по его логике, их ждала трагедия и смерть, а оставшихся, разочаровавшихся в путешествии Иванов изобразил в картине «Обратные переселенцы» (1888, Национальная галерея Республики Коми). Кстати сказать, именно «Смерть переселенца» принесла молодому художнику всероссийскую известность, хотя критика восприняла ее неоднозначно.

Вполне благополучной историки считают творческую судьбу художника-передвижника Лукиана Васильевича Попова (1873-1914).  Выпускник императорской Академии художеств и ученик В. Маковского, участник Товарищества передвижников, один из самых именитых художников Оренбургского края также часть своего творчества посвятил переселенцам.

«Ходоки на новые места», (1904),  Пермская государственная художественная галерея

Увы, Попов не занял достойное место ни в истории русской живописи, ни в ряду всемирно известных художников – передвижников. Болезнь и короткая жизнь, возвращение в провинцию, критики, вот, скорее всего, причины такого явления.

Широкой темой в творчестве художника выступает тема крестьян-переселенцев, которых он видел на дорогах и вокзалах, в ненастную дождливую погоду и в заснеженной степи. Именно через Оренбург пролегала дальняя дорога решивших переселяться.

Эти жанровые работы отличаются продуманным композиционным решением, тонкой психологической разработкой сюжета, яркой психологической характеристикой персонажей и сочувственным отношением автора к ним. «Ходоки на новые места», (1904 Пермская государственная художественная галерея), «Переселенцы. Гроза» (1900), «Переселенцы зимой» (1900)  – картины известные не только искусствоведам.

«Переселенцы. Гроза» (1900)

Одновременно с Поповым  и тоже в провинции творил Николай Флорианович Добровольский (1837-1900). Уроженец Тамбовской губернии, окончивший курс в первом московском кадетском корпусе, Николай Добровольский до 1863 года служил в драгунском Стародубском полку, а после поступил в императорскую Академию художеств. Если Попов фиксировал жизнь переселенцев в середине их пути, то Добровольский мог наблюдать их ближе к концу путешествия – в Иркутске. Не так давно в дар городу была передана картина «Переправа через Ангару в Иркутске», где изображен не только обоз переселенцев, но и несохранившийся до наших дней памятник архитектуры Московские ворота, построенный к десятилетию царствования императора Александра I.

Николай Добровольский «Переправа через Ангару в Иркутске»

Личные впечатления от наблюдений за жизнью и бытом переселенцев «второй волны» (начало XX века) воплотил в своих произведениях художник Борис Васильевич Смирнов (1881-1954).

Свое начальное художественное образование он получил в Киеве, в художественной школе Николая Мурашко, где учился с 1899 года. После, во время проживания в Петербурге, его учителями  были Лев Евграфович Дмитриев-Кавказский и Александр Александрович Киселев.

Борис Смирнов, Сибирь. Крестьянин-переселенец, осевший в Иркутской губернии

В 1904 году 23-летний художник по обвинению в причастности к бунтарским кружкам, был этапирован в ссылку по Великому сибирскому тракту. Это незапланированное путешествие и послужило делу фиксирования  быта переселенцев и жителей Сибири, природы и городской архитектуры. Целая серия уникальных рисунков и акварелей Смирнова посвящена переселенцам. Художник весьма тонко передает их образы, характеры и даже этнические особенности.

Сегодня коллекция графики Бориса Смирнова выставляется в Новосибирском краеведческом музее и на сайте Библиотеки Конгресса США.

Графическое сопровождение переселенческих процессов было характерно для печатных изданий. Примером может стать сборник «Живописная Россия. Отечество наше», изданный в 1895 году под редакцией П.П.Семенова. Практически все статьи альманаха, посвященные переселенцам в Амурскую область, насыщены  качественными рисунками, изображающими передвижение колонн, стоянки переселенцев, картинки быта, приема пищи, воспитания детей.

Не чужда художникам была и сатира. Известный томский живописец Михаил Щеглов, рисовавший открытки с типажами жителей «сибирских Афин», изобразил и переселенца с нехитрым скарбом, размышляющего о своей дальнейшей судьбе.

Таким образом, наряду с все активнее распространяемой фотографией, российские мастера кисти и карандаша, передавали свое отношение к серьезному общественно-политическому явлению.

Продолжение следует…

Голосов:
4

Комментариев: 1

Просмотров: 5775

Поделиться

Комментарии

Благодарю за тему!
Есть ли продолжение, скажите пожалуйста.

Галина 15.12.2015 20:01:03

Все комментарии к публикации »

Также по теме