Интервью

09.04.2015
Надежда Ширинская
Алексей Корзенков: «Наша Русская школа скорее исключение из правил, нежели правило»

Алексей Корзенков: «Наша Русская школа скорее исключение из правил, нежели правило»

Эта беседа для тех наших соотечественников, кто преподает в Русских школах за рубежом. Согласитесь, всегда интересно узнать — а как там, у коллег? Сегодня о работе школы «Светлячок» и Центре русского языка и культуры «Золотое кольцо» из канадского Виннипега расскажет его директор Алексей Корзенков.

- Центр русского языка и культуры «Золотое кольцо» был создан в 2014 году на базе школы «Светлячок», которая работает в столице провинции Манитоба, городе Виннипег, уже 10 лет. Постепенно мы пришли к пониманию того, что работать в рамках школы становится узко, и надо расширяться. Причем, расширять было необходимо не только сферу деятельности, но и круг общения. Центр «Золотое кольцо» как раз и был создан для этих целей как некая более функциональная организация, целью которой стало объединение и консолидация именно русскоязычного населения. Ведь Канада и, в частности, провинция Манитоба отличаются тем, что очень много русскоговорящих людей приезжает сюда со всего мира. И это не только Россия и страны СНГ, но и Израиль, Германия. Для части наших соотечественников это вторая, а порой и третья эмиграции. Связано это с тем, что в свое время в  канадской федеральной миграционной программе произошли определенные изменения, и именно манитобская программа предлагала для иммигрантов больше возможностей, льгот и программ, позволяющих людям приезжать сюда.   Поэтому в последние годы у нас наблюдается большой приток русскоговорящего населения.

Приезжая, люди не всегда оценивают потребность в русском языке, ценность русского языка и культуры. Мы слышали разные точки зрения, и кто-то говорит:  «Зачем этот русский, лучше пусть ребенок побыстрее адаптируется и вольется в новую культуру, выучит английский и интегрируется в новое общество». Тем не менее, эти люди тоже со временем приходят к пониманию того, что русский язык нужен, хотя бы для того, чтобы в определенный момент поговорить с бабушкой-дедушкой, которые живут в России или в другой русскоязычной стране. И тут они видят, что ребенок, может быть, и понимает, но сказать уже ничего не может. В этом случае возникает много вопросов с процессом обучения, поскольку язык, как правило, полностью теряется у детей через 3-4 года, и в этом случае для него начинает работать программа РКИ – русский как иностранный. Таким детям нужна уже специальная программа, приходится гораздо больше времени уделять обучению, и, порой, переходить даже на индивидуальные занятия.

- Как Вы думаете, насколько схожи проблемы, возникающие в процессе обучения в вашей школе, с проблемами русских школ в других странах?

- В прошлом году я был участником Ассамблеи Русского мира, которая проходил в Сочи, и участвовал в круглом столе, который как раз и был посвящен русским школам за рубежом. Когда я готовился к этому мероприятию, то для интереса накидал 5-6 вопросов, которые были актуальны для нас, и которые я хотел для себя прояснить и понять. Я был удивлен тем, что на этом круглом столе, где  присутствовали педагоги из 85 стран, люди по всем семи пунктам сошлись полностью, на сто процентов! Получается, что, исключая национальные и культурные особенности, финансовые проблемы, все русские школы находятся приблизительно в одной плоскости, и у всех возникают одни и те же проблемы и одни и те же вопросы.

Для нас, как и для многих других, главный вопрос — удержание ребенка в старших классах в языковом поле. Мы довольно часто сталкиваемся с тем, что  родители водят детей в школу до определенного этапа, когда начинают считать, что ребенок уже достаточно выучил язык, что он уже может на нем общаться и больше  не потеряет, и... отпускают. Второй момент, когда дети 10-12-ти лет переходят в старшую школу, у них повышается нагрузка, они становятся довольно самостоятельными, к тому же, часто они не всегда замотивированы надлежащим образом продолжать изучать русский язык. Для нас цель — убрать этот барьер и этот пробел с тем, чтобы дети продолжали изучать язык до старших классов, и в дальнейшем могли бы поступить в университет или колледж, возможно, на ту же кафедру славистики и германистики или изучать язык на профессиональном уровне.

- Интересно, а как эти цели достигаются?

- Наша школа уже имеет серьезные наработки — профессиональные, а также по количеству учеников и качеству их обучения, поскольку мы являемся скорее исключением из правил, нежели правилом. Дело в том, что мы работаем на постоянной основе семь дней в неделю как система дополнительного образования, и все семь дней преподавание ведется исключительно на русском языке. Мы ведем обучение почти по всем основным предметам, которые представлены в российской системе образования. И родители понимают, что они приводят к нам своих детей не просто изучать исключительно русский язык.

Не секрет, что были проведены определенные исследования, и научно доказано, что если ребенок не изучает родной язык, то у него возникают проблемы в общении на неродном языке, с усвояемостью предметов в общеобразовательной школе и с изучением других языков на уровне билингвов. В этом плане мы подошли к тому, что будем открывать классы РКИ для детей, которые уже не могут или по каким-то причинам не могли изучать на достаточном уровне язык,  с профессиональными преподавателями, которые имеют соответствующий уровень изучения предмета. И это будет для нас следующим уровнем развития.

- А сколько учеников в настоящий момент учится в вашей школе?

- У нас сейчас 85 детей от двух до тринадцати лет. И для нас было принципиально важным, чтобы уровень преподавателей и уровень преподавания были на достаточно высоком уровне. Поэтому у нас работают исключительно профессионалы. Это преподаватели, которые имеют профильное образование и определенный опыт работы и в Канаде, и в тех странах, из которых они приехали. Это наша принципиальная точка зрения,  и мы этим руководствуемся, хотя прекрасно понимаем, что в связи с этим возникают большие проблемы, потому что порой невозможно найти преподавателей нужного уровня, либо просто преподавателей, которые смогут вести определенный предмет. Эта проблема, с которой сталкиваемся не только мы в Канаде, это происходит во многих странах, но, тем не менее, я по своему опыту знаю, что иногда подобные школы создаются людьми, вообще не имеющими никакого отношения к образовательной деятельности. У меня нет филологического образования, хотя есть гуманитарное – я в свое время заканчивал Академию Кутафина в Москве, но все мои партнеры и коллеги  имеют профильное образование и преподают на достаточно высоком уровне. Кто-то имеет за плечами Шолоховский университет, кто-то МГУ, кто-то получал образование в Израиле. Мы исходим из того, что лучше мы где-то будем себя не вполне комфортно ощущать с экономической точки зрения, но зато будем предоставлять достаточно высокий уровень образования.

В вашей провинции Манитоба проживает около 40 тысяч  русскоговорящих – цифра довольно внушительная. Скажите, а какой процент детей остаются «за бортом» обучения только потому, что их родители просто этого не хотят?

- Я бы по-другому сформулировал вопрос. Для нас сейчас как раз стоит задача увеличивать количество людей, заинтересованных в изучении русского языка. 40 тысяч – цифра очень примерная, и скорее всего, она несколько меньше. Почему? Да потому, что статистика в Канаде, как и во многих других странах, вещь довольно относительная, часто ориентированная на частное мнение, и не дает достаточно правильной картины. Но я могу сказать, что среди нашего окружения, среди родителей и детей, уровень знаний и стремление к изучению языка  высокий, и люди замотивированы изучать русский язык. Но могу отметить, что для нас это будет скорее задача на будущее – хороший задел, чтобы привлекать людей к тому, чтобы язык изучали не только дети, но и взрослые.

- Вы – директор существующего уже (или только) год Культурного центра. Что вы можете предложить взрослым людям. Что вы создали для них?

- Для нас работа со взрослыми – это новый шаг, новый этап, потому что мы создали наш центр не так давно, и ориентированы на то, чтобы предоставлять взрослым людям, причем не только русскоязычным, но и англоговорящим резидентам, различные мероприятия, направленные на поддержание и развития русского языка, на продвижение информации и знаний о современной России, на повышение статуса России на международной арене. Ведь порой из маленьких частичек, небольших мероприятий создается общее впечатление о стране, о людях ее населяющих. Сейчас мы прорабатываем ряд мероприятий, направленных на  консолидацию. Одно из них, которое, надеюсь, состоится в конце этого – начале будущего года, это чтение классической литературы, сопровождающееся аудио- и видео рядом. Эти чтения сначала пройдут для русскоговорящей публики, а потом для англоговорящей. Они будут сопровождаться аудиорядом  - будет звучать классическая музыка русских композиторов,  и видеорядом — рисованием на песке. В дальнейшем мы  продублируем это для англоговорящей аудитории с использованием качественных переводов, близких к оригиналу. Мы планируем проводить такие мероприятия на постоянной основе, равно, как и летние лагеря для подростков. И у нас есть понимание того, что и среди англоговорящей аудитории существует большой интерес к изучению России и русской культуры.

- А можете назвать что-то из достижений детей вашей школы?

- Недавно мы участвовали в международном экологическом конкурсе, организованном Общероссийским экологическим общественным движением «Зеленая Россия», для которого наши детишки 7-8 лет подготовили пластилиновый мультфильм. Назвали мы это мероприятие «Русский язык - учим, играя». Мультфильм, который в общей сложности длится две минуты, показался очень интересным жюри, и мы с первого раза заняли первое место в номинации «Видео», хотя на конкурс было представлено несколько тысяч работ со всего мира, в том числе из России и стран СНГ. Для нас это определенный шаг, потому что этим мультфильмом мы открыли у себя мультипликационную студию. Первый наш шаг был, как видите, успешным, и его оценил довольно большой спектр аудитории не только в Канаде, но и в России.

Голосов:
5

Комментариев: 0

Просмотров: 5696

Поделиться

Новости

17.10.2019 //13:09
Ведущие российские вузы впервые принимают участие в образовательной выставке в Хорватии
07.10.2019 //15:35
Иностранным студентам могут упростить трудоустройство на территории РФ
07.10.2019 //13:16
Ведущие российские вузы представили свои образовательные программы в Ливане
01.10.2019 //19:05
Кабинет русского языка открыт в сербском городе
01.10.2019 //14:28
Дети соотечественников смогут бесплатно обучаться в заграншколах МИД России
01.10.2019 //13:09
В Германии прошла встреча представителей организаций, занимающихся популяризацией русского языка в Европе
01.10.2019 //11:33
В Сирии проходит Вторая ближневосточная выставка российских университетов
26.09.2019 //19:32
Москва проведет мероприятия по повышению квалификации для русистов зарубежья
26.09.2019 //14:30
Российские университеты представляют свои программы на крупнейшей образовательной выставке в Финляндии
22.09.2019 //12:44
В Индии обсуждают вопросы преподавания русского языка как иностранного

Все новости

Также по теме