Статья

18.05.2015
Румыния и диаспора: улучшить имидж соотечественников за рубежом

Румыния и диаспора: улучшить имидж соотечественников за рубежом

Бухарест старается использовать потенциал румынской диаспоры во внутренней жизни страны, а также в качестве проводника своих стратегических интересов в отдельных регионах, особенно в Восточной Европе. Оказывая финансовую и материальную поддержку своим соотечественникам, правительство рассчитывает на лояльность с их стороны и признание за ним координирующей роли в деятельности румыноговорящих общин.

Численность. В соответствии с данными Департамента по работе с румынами за рубежом правительства Румынии (ДРР), около 9 млн. представителей румыноговорящих общин проживает за пределами страны. К ним ДРР относит и 78% населения Республики Молдова - около 3 млн. человек.

Предпосылки формирования диаспоры. Концепция местных экспертов с исторической точки зрения выделяет три этапа в процессе формирования румынской диаспоры. Первый связан с образованием в силу определенных факторов на территориях преимущественно смежных с границами Румынии государств румыноговорящих анклавов, которые смогли сохранить свои культурные традиции и язык, в совокупности отражающие основу национальной идентичности современных румын. Следующий этап относится к массовой иммиграции местного населения в период Второй мировой войны и после событий декабрьской революции 1989 г. И, наконец, с присоединением Румынии в 2007 г. к Евросоюзу около 3 млн. граждан этой страны образовали поток трудовых мигрантов, основная волна которого захлестнула европейские государства, где затем были сформированы многочисленные общины с компактным проживанием румыноговорящего населения.

Численность. Современная румынская диаспора в основной своей массе рассредоточилась по миру в следующих пропорциях: Азия и Ближний Восток (с упором на Израиль) - 328 тыс. человек, Австралия и Новая Зеландия - 23 тыс. человек, Африка - 3.5 тыс. человек, Европа - 7 млн. 300 тыс. человек, Латинская Америка - 28 тыс. человек, Северная Америка (с упором на США) - 1 млн. 200 тыс. человек.

Проживающие за рубежом румыны представляют собой мощный экономический и политический ресурс для своего государства.

Экономика. В начале 2000-х, еще перед вступлением Румынии в Евросоюз, все больше и больше граждан этой страны осваивали зарубежные рынки труда. Поток валютных поступлений от румынских трудовых мигрантов на их историческую родину составлял внушительные по местным меркам суммы. К примеру, в 2008 г. годовой приток таких отчислений был равен 6,6 млрд. евро. Всего, начиная с 2005 г., румынский рынок капитала за счет денежных вливаний со стороны находящихся за рубежом соотечественников пополнился на 34 млрд. евро. Эти средства в основном были направлены в частный сектор, что послужило толчком к развитию малого и среднего бизнеса и стимулированию роста потребления. Такого рода «финансовые инъекции» год от года положительным образом отражались на инвестиционном климате страны и макроэкономических показателях в целом.

Выборы. Скрытый политический потенциал не утратившей румынское гражданство диаспоры (имеющих право голосовать) раскрылся в период проведения избирательных кампаний в парламент в 2008 г. и, особенно, на пост президента в 2009 г. Многие местные политологи сошлись во мнении о том, что небольшой перевес голосов, позволивший тогдашнему главе государства Т.Бэсеску переизбраться на второй срок, был обеспечен непосредственно за счет румынской общины за рубежом. В ходе своих заграничных поездок накануне голосования он зарабатывал политические очки, встречаясь в посещаемых им странах с представителями крупных диаспор, что во многом и предопределило их выбор в его пользу. Техническая сторона вопроса была обеспечена посредством подключения административного ресурса румынских загранучреждений, на территории которых были организованы избирательные участки.

Исходя из опыта, связанного с привлечением к процессу всенародного волеизъявления находящегося за рубежом электората, действующая власть пытается ускорить процесс принятия закона о дистанционном голосовании (по почте, в т.ч. электронной). Это, по мнению местных специалистов, позволит сформировать мощный, трудно контролируемый извне, административный ресурс для правящей коалиции.

Государственные структуры. Основная координирующая роль в деятельности румынского нацменьшинства за рубежом отведена департаменту по работе с румынами за рубежом (ДРР), который находится в непосредственном подчинении премьер-министра. В реализации своих целей Департамент опирается на поддержку и использует налаженные каналы связи МИД, Румынской православной церкви (РумПЦ), а также отдельных министерств и ведомств.

План работы. В 2010 году правительством был утвержден проект долгосрочной стратегии по работе с проживающими за рубежом соотечественниками на период 2011-2020 гг. Данный документ стал своего рода дорожной картой, направленной на консолидацию румынской диаспоры и сохранение ее этнической идентичности. За счет выделения финансовых средств из Бухареста и - в отдельных случаях - Евросоюза в соответствии с данной стратегией предполагается охватить как можно больше социальных и возрастных групп соотечественников по линии образования, культурного и религиозного диалога, а также посредством их вовлечения в работу существующих и вновь создаваемых НПО и т.д. В планах ДРР предусмотрено открытие на территориях государств, где сформированы румыноговорящие общины (прежде всего в Молдавии и Украине), библиотек и общеобразовательных учебных заведений с преподаванием отдельных дисциплин по программам в соответствии с румынскими стандартами.

Сохранение культуры. Особое значение в стратегии придается вопросу реставрации и создания памятников культуры, восстановлению и возведению церквей румынского Патриархата в местах компактного проживания диаспоры. На этом треке в Бухаресте считают успешными совместные «пилотные проекты» ДРР и РумПЦ, реализованные в 2011 г. на территории Украины, и о которых упоминалось в местных и зарубежных СМИ. Речь идет об открытии часовни в с.Белая Криница Черновицкой области, а также освящении в с.Камышевка Одесской области храма святых Петра и Павла.

Негативные явления. Заметные усилия ДРР совместно с МИД прилагает в работе по исправлению   имиджа соотечественников, низкий уровень которого сегодня негативно влияет на отношение иностранцев к румыноговорящей диаспоре.

По мнению экспертов, основная проблема здесь кроется в высокой степени вовлеченности выходцев из Румынии в криминальную среду стран пребывания. Озабоченность на этот счет неоднократно озвучивалась официальными властями Италии, Испании, Франции и т.д. Бухарест пытается парировать обвинения в причастности румын к фактам совершения на территории государств ЕС преступлений, указывая на то, что в большинстве таких случаев фигурантами выступают цыгане, а это, мол, бросает тень на имидж всей диаспоры, и что вообще цыганскую тему нужно рассматривать отдельно и сообща. Однако такая аргументация раздражает европейских партнеров, которые призывают Бухарест к решению данной проблемы не через призму национального вопроса, а с учетом ответственности самой Румынии за своих граждан (в т.ч. цыган с румынскими паспортами) и отказу от попыток переложить ее на другие страны ЕС.

Голосов:
1

Комментариев: 0

Просмотров: 4976

Поделиться

Также по теме