Аналитика

02.07.2015
Лев Криштапович
Белорусская история неотделима от общерусской истории

Белорусская история неотделима от общерусской истории

Что такое история в философском смысле? История - это теоретический и практический разум народа. Ни государственность, ни национальные особенности ничего еще не говорят об истории в философском смысле. Государств, наций может быть много, а история, их объединяющая и оживотворяющая - одна. Это прекрасно объяснил крупнейший английский философ истории XX века А.Тойнби. В частности, он отмечал: «Действующие силы истории не являются национальными, но проистекают из более общих причин. Взятые в частном национальном проявлении, они не могут быть правильно поняты, и поэтому их должно рассматривать только в масштабах всего общества. Таким образом, английская история не прояснится до тех пор, пока она не будет рассмотрена в сопоставлении с историями других национальных государств, входивших в более широкое сообщество, каждый из членов которого реагировал специфическим образом на происходящее» [1]. Это широкое сообщество, в которое входила Англия, он называет «Западом», «западным миром» или «западным обществом». Методологически неверно отождествлять историю народа с государственностью, суверенитетом и тому подобными понятиями.

Историю белорусского народа можно понять, когда она будет рассмотрена в контексте более широкого сообщества. Что Беларусь цивилизационно, ментально не входила в ареал «западного мира» - это общеисторическая констатация. Беларусь входила и входит в более широкое сообщество, которое мы имеем все основания обозначить понятием общерусская цивилизация, общерусский мир. Реальное пространственное и временное поле, на котором протекала жизнь белоруса, всегда было общерусским. «Белорусы во многом больше русские, чем великороссы. Можно сказать, что суть «белорусскости» - это общерусский патриотизм. Беларусь на сегодня - это освобожденная территория исторической России» [2]. Вот почему никто не сомневается, что наряду с западным миром существует отличный от него общерусский мир.

Но что такое общерусский мир? Общерусский мир - это цивилизационное, психологическое, историческое, культурное единение людей, этносов, наций, которые признают Россию своей цивилизацией, а русский язык своим родным языком независимо от их этнического, расового, религиозного происхождения.

Фундаментальное влияние общерусской цивилизации на формирование белорусского национального характера - документально-источниковедческий факт и философско-историческая истина. Поэтому когда всевозможные квазиисторики из факта большего времени нахождения территории современной Беларуси в составе ВКЛ и Речи Посполитой пытаются вывести некую европейскость белорусов и тем самым противопоставить нас великорусскому народу, то они, как несмышленные школьники, просто не понимают принципиального отличия политико-государственного признака от цивилизационно-ментального. А ведь в вопросе этнической самоидентификации решающий критерий как раз принадлежит цивилизационно-ментальному признаку. Еще в середине XIX века белорусский этнограф Павел Шпилевский писал: «Есть на всей Руси большой край, который называется Белоруссией. Живут там люди белорусские родные братья людей великорусских» [3]. В связи с этим важное значение имеет выяснение характерных признаков национального самосознания белорусского народа.

Историческим этапом, зафиксировавшим основные признаки белорусского национального самосознания, является рубеж XVI-XVII веков, когда нашим предкам была насильственно навязана церковная уния. Церковная уния 1596 года имела определенную установку - упразднить православную веру и лишить древний русский народ (так именовали себя в то время нынешние белорусы) своего этнического самосознания. В своей речи в Сенате западнорусский князь Константин Острожский прямо обвинил польского короля Сигизмунда III в насильственном насаждении унии: «На веру православную наступаешь, на права наше, ломаешь вольности наше, и наконец на сумненье наше налегагшь: чим присягу свою ломаешь, и то што - кольвек еси для меня учинил, в нивошто остатнею ласкою своею оборочаешь…» [4].

Именно от этого времени история Беларуси получает «по преимуществу народное направление» [5]. Почему народное направление? Потому что защита своего образа жизни, своей веры и культуры, своего языка исходила именно из среды самого народа, то есть крестьянства и мещанства. Дело в том, что к этому времени западнорусская шляхта уже денационализировалась, то есть ополячилась и окатоличилась. Мелетий Смотрицкий в своем известном «Фриносе», или «Плаче восточной церкви» (1610) констатировал смерть знаменитых древних русских родов (Острожских, Соколинских, Вишневецких, Чарторыйских, Заславских), погибших в полонизме, латинстве и иезуитизме.

Именно в этот период и выкристаллизовались те социально-философские принципы, которые сегодня лежат в фундаменте белорусской истории. Какие это принципы? Это принципы народности, трудового образа жизни, добродушия, братскости, союза с русским народом, миролюбия, отсутствия гонора. И это понятно, так как только такие принципы отвечали сущности такого общества, которое состояло из трудовых элементов - крестьянства и мещанства и в котором не было этнически своего высшего сословия. Такое общество по своему определению уже было обществом трудовым, народным, миролюбивым. Поэтому вполне закономерно, что история Беларуси с этого времени приобретает характер народного направления как в своем содержании, так и в развитии.

Вот почему все историко-культурологические усилия лжеисториков, направленные на то, чтобы из аббревиатуры ВКЛ вывести некую белорусскую идентичность носят сугубо софистический характер. Даже больше. История ВКЛ в их изложении - это не реальная история ВКЛ, а примитивная польско-шляетская пропаганда, направленная на отрицание собственно белорусской истории.

«Таким образом, абсолютно бесспорным является положение о том, что белорусский народ с самого начала своей истории формировался как органическая часть славяно-православной, или иначе, славяно-русской цивилизационной общности. Беларусь, безусловно, принадлежит к славяно-православной цивилизации» [6].

Упорное насаждение в нашем Отечестве польско-шляхетских идеалов, уже дискредитировавших себя на Белой Руси и Украине в ХVI - XVIII веках, ничего хорошего белорусскому народу не сулит.

Все усилия ученых в конечном итоге будут бесплодны и бессмысленны до тех пор, пока из их поля зрения выпадают фундаментальные вопросы цивилизационной самоидентификации нашего народа. «Веками родство русских, украинцев и белорусов почиталось святыней. В его основе лежали общность происхождения, близость языков, места проживания, характера и исторических судеб» [7].

Белорус, как и великоросс, и украинец, по своей теоретической и практической жизни является русским человеком, а Беларусь, как Россия и Украина, составляет часть единой общерусской цивилизации. «Белорус, великоросс и украинец по своему миросозерцанию, практической жизни и культуре относится к особому культурно-историческому типу - славянской православной цивилизации» [8].

Чтобы нас признавали в современном мире, надо, прежде всего, беречь свою общерусскую историю. Отказываться от нее или подменять ее чужой - значит отказываться от своей идентичности, значит исчезнуть как народ, как нация. Отрицать принадлежность Беларуси к общерусскому миру - значит отрицать собственную белорусскую историю.

Мы должны с уважением относиться к историческому выбору белорусского народа как результату многовекового формирования общерусского национального самосознания, в рамках которого вызрела и приобрела силу белорусская история и белорусская государственность.

Таким образом, рассуждения «национально-сознательных» историков, писателей, журналистов о некоей европейской (униатской) белорусской истории на практике оказывают плохую услугу белорусскому народу и белорусской государственности. Польско-панские химеры о шляхетской белорусской истории ведут к смене пространственно-временных и духовно-нравственных ориентиров нашего народа, к отрыву Беларуси от своих общерусских корней. Только следуя общерусским путем, может плодотворно развиваться белорусская нация и белорусская государственность.

Примечания

1. Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991. - С. 25-26.

2. Лебедев С.В., Стельмашук Г.В. Белорусский феномен. - СПб., 2006. - C. 7-8.

3. Шпилевский П. Белоруссия в характеристических описаниях и фантастических ее сказках // Пантеон. - 1853. - Т. X. - Кн. 7. - C. 71.

4. Акты Западной России. - СПб., 1851. - Т. 4. - C. 219.

5. Коялович М. Чтения по истории Западной России. - СПб., 1884. - C. 207.

6. Мельник В.А. Цивилизационные основания идеологии белорусского государства. - Минск, 2005. - С. 25.

7. Молчанов А.И. Россия, Украина и Беларусь от Н.Хрущева до «Беловежской пущи». - СПб., 2006. - Т. 1. - С. 23.

8. Молчанов А.И. Россия, Украина и Беларусь от Н.Хрущева до «Беловежской пущи». - СПб., 2006. - Т. 3. - С. 403.

Лев Криштапович, доктор философских наук, профессор

Голосов:
4

Комментариев: 0

Просмотров: 4587

Поделиться

Новости

03.12.2019 //13:16
В России отмечают День Неизвестного солдата
26.11.2019 //20:12
Открыт барельеф на могиле художника Александра Рубцова в Тунисе
26.11.2019 //18:44
Соотечественников пригласили подключиться к идентификации своих родственников, прошедших ВОВ
08.11.2019 //16:55
Петр Толстой призвал жестко реагировать на попытки переписать историю
10.10.2019 //18:59
Молодежь обсудит историю Второй мировой войны в Москве
09.09.2019 //15:44
В Софии открылась выставка об освобождении Восточной Европы от нацизма
30.08.2019 //14:05
Военные России и Германии благоустроили братские могилы в Ленобласти
27.08.2019 //13:39
Монумент подвигу жителей блокадного Ленинграда в Иерусалиме будет заложен во время Дней Санкт-Петербурга
19.02.2019 //17:29
Начал работать портал «Памятники русской истории и культуры на Украине»
18.12.2018 //12:37
Польские путешественники рассказали о Транссибирской магистрали

Все новости

Также по теме