Публикации

31.07.2015
Елена Якунина
Французы выступили в Ясной Поляне

Французы выступили в Ясной Поляне

Что такое Ясная Поляна для русского человека, и есть ли во Франции места ей созвучные?

Дома-музеи, мемориальные квартиры и даже загородные поместья, где жили и творили Бальзак, Гюго, Дюма, безусловно, сохранились и некоторым из них присвоен статус государственных.

Но вот так, чтобы паломничество и целый гостиничный комплекс рядом, дабы удовлетворить всякого туриста - от китайского до своего собственного - такого успеха, пожалуй, нет ни у одного места, связанного с именем великого французского писателя или мыслителя.

Участники конференции

В Ясную Поляну не только не зарастает народная тропа, напротив, служители ищут, как оптимизировать ее пропускную способность. В разгар летнего сезона, надев пластиковые бахилы, терпеливо ждут на толстовской веранде своей очереди посетители всех стран и народов на вход в комнаты, где были написаны «Анна Каренина» и «Война и мир», и много еще чего.

В Ясной поляне

Мы тоже примерно ожидали своего часа на лавочке (почти такой же, что стояла тут при жизни Льва Николаевича), хоть и считались не обычными туристами. Ибо приехали из Франции, Англии, Туниса, Америки и само собой из разных уголков России (от Перми до Череповца, минуя Саратов и столицы) исследователи творчества двух мыслителей на международную научную конференцию «Лев Толстой и Вольтер: литература, философия, религия».

Директор музея Е.А.Толстая открывает конференцию

Идеи француза были популярны в России еще при жизни философа, и сама Екатерина Великая состояла с ним в переписке. Вольтер старше Толстого более чем на 130 лет, а впечатление такое, что жили они почти в одну эпоху, хотя бы потому, что их личное понимание христианства, рассуждения о свободе совести и веротерпимости лежат в одной системе координат.

И кстати в Фернее, швейцарском поместье изгнанника Вольтера, количество гостей, стремящихся побеседовать с философом, можно было сравнить с яснополянским потоком жаждущих встречи с русским писателем.

Вольтер - бесспорный вождь Просвещения, с его мнением считались монархи. Если верить словам современника Толстого А.С.Суворина о том, что «два царя у нас: Николай II и Лев Толстой», то и русский писатель слыл властителем мира, хотя бы и духовного.

Лев Николаевич продолжал традиции эпохи Просвещения, труды французского философа хранились в его яснополянской библиотеке. Он не просто читал, но изучал их, делая пометы на полях и загибая углы нужных страниц.

Доподлинно неизвестно, был ли русский писатель, подобно Вольтеру, масоном, но инициацию Пьера Безухова он описал в «Войне и мире» в деталях, сопроводив деятельность героя в тайном обществе такой характеристикой течения: "единственное выражение лучших, вечных сторон человечества".

Любопытно, что Вольтеру, первому из иностранных биографов, предложили писать «Историю Петра Великого». Философ в ответном письме заметил, что мечтал о подобном заказе тридцать лет. Просвещенный царь был его героем.

Клер Делоне и Кароль Скаф

На конференции не только искали параллели в судьбах, но и подвергали анализу тексты писателей, как это сделал Джесс Вагнер из университета Северной Дакоты (США), выступивший с докладом «Духовный пессимизм Анны Карениной: Вольтер, Толстой и граница разума».

Аспирантка Сорбонны Клер Делоне рассказала по-русски (!) об остранении у Толстого и Вольтера.

Доктор Сара Хадспит из университета г.Лидса (Великобритания) поставила вопрос ребром. «Чей Толстой? Толстой между европейским просвещением и радикальным консерватизмом» - так было озаглавлено ее выступление (также на языке писателя).

Прочитав трактат Толстого «Что такое искусство?», Асма Гезмир из Туниса сделала вывод: «Это дело рук Вольтера! Это дело рук Руссо!».

Ламия Меддахи-Берекси

Французские исследователи, верные граждане V республики, девизом которой уже более двухсот лет является «Свобода, равенство и братство», рассуждали на темы: «Вольтер и Толстой: к культуре свободы» (Кароль Скаф из Университета Париж III) и «Рабство нашего времени» и «Общественный договор» - от разоблачений ко всеобщей точке зрения» (Ламия Меддахи-Берекси, Университет Париж XII).

Это уже третья международная научная конференция по творчеству Льва Толстого и деятелей европейского Просвещения, организованная государственным музеем-усадьбой «Ясная Поляна». Первая подобная встреча прошла в 2012 году и была посвящена 300-летию со дня рождения французского философа, писателя и драматурга Жан-Жака Руссо, вторая в 2013 году носила название «Лев Толстой и европейское Просвещение» и была посвящена 300-летию со дня рождения Дени Дидро. В планах музея дальнейшее развитие темы.

«Русский очевидец» благодарит организаторов и, в частности Аллу Николаевну Полосину, за возможность посетить Ясную Поляну и стать свидетелем дискуссии, которая невзирая на проблематику, отсылающую к событиям более вековой давности, не теряет остроты и по сей день.



http://ruvek.ru/?module=articles&action=view&id=9910