Аудио

Итоги и перспективы Госпрограммы

Домой в Россию. Программа № 41

ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОГРАММЫ

 Если вы задумываетесь о переезде в Россию, то это передача для вас, уважаемые соотечественники. В студии Татьяна Соловьева. Здравствуйте. Сегодня все вопросы, которые связаны с участием в государственной программе "Содействие переселению соотечественников из проживающих за рубежом в Россию" мы будем обсуждать с директором департамента межнациональных отношений Министерства регионального развития Александром Журавским. Здравствуйте, Александр Владимирович.

- Здравствуйте.

- Хочу еще раз напомнить, что сразу после окончания этой передачи начнет работу "горячая" телефонная линия. И по бесплатному номеру 8 800 100 06 76 вы сможете, уважаемые наши слушатели, обратиться с конкретными вопросами, проблемами, поделиться своими соображениями и можете посылать нам свои вопросы по адресу: domoy@ruvr.ru

Итак, Александр Владимирович, давайте в самом начале подведем некоторые итоги работы  Программы. Этим летом она отметила небольшой юбилей - 5 лет. Как действует программа? Что удалось, что не удалось?

А.Ж.:- Ну, действительно, пятилетний срок - это достаточно большой срок для того, чтобы определить и позитивные стороны, и недостатки в реализации Госпрограммы. Должен сказать, что, может быть, те ожидания, которые изначально были у разработчиков Программы и её участников, эта Госпрограмма в полной мере не выполнила, но с другой стороны, если говорить о каких-то параметрах, то более 50 тысяч человек переселилось по этой Госпрограмме. И нужно сказать, что есть позитивная динамика роста численности участников Госпрограммы и членов их семей, переселяющихся в Российскую Федерацию, принимающих российское гражданство. Достаточно сказать, что в 2009 году таковых было чуть более 9 тысяч человек. К 2010  около 13 тысяч человек. А за десять месяцев этого года уже больше 25 тысяч человек переехало в Российскую Федерацию. Нужно сказать, что изначально Госпрограмма предполагала, что в кратчайшие сроки все субъекты Российской Федерации примут свои региональные программы переселения и будут вовлечены в реализацию Госпрограммы. Этого в силу экономических обстоятельств, прежде всего, не получилось. Но сегодня 37 регионов участвуют в реализации Госпрограммы. То есть, имеются 37 региональных программ переселения. И еще есть надежда, что до конца года еще три региона будут вовлечены в реализацию Госпрограммы. Поскольку на сентябрьском заседании межведомственной комиссии, которую возглавляет министр регионального развития Виктор Федорович Басаргин, были одобрены еще три проекта региональных программ переселения. Это программа переселения республики Мари-Эл и Ямало-Ненецкого автономного округа и Свердловской области. То есть, эти три региона, есть надежда, что до конца года также утвердят свои программы. Таким образом, можем сказать, что к концу этого, 11-го года, или там 12-й год мы встретим с ситуацией, когда сорок регионов будут участвовать в Госпрограмме. Это достаточно большое число участников. Кроме того актуальность Госпрограммы подтверждается и активным внесением изменений в эти программы различными регионами. На последнем опять же, сентябрьском заседании межведомственной комиссии были одобрены семь проектов изменений уже действующих региональных программ. Приморский край, Амурская, Воронежская, Курская, Липецкая, Омская и Саратовская области, некоторые из которых включают дополнительные территории вселений, а некоторые даже распространяют  территорию вселения до границ всего субъекта Российской Федерации, что, конечно же, существенно облегчает вопросы переезда соотечественников. И в меньшей степени их прикрепляет к территории вселения, где, может быть, несколько худшие, например, условия для нахождения работы по сравнению с другим регионом. Поэтому, с одной стороны, может быть,  все эти параметры, на которые рассчитывали мы, Госпрограмма не достигла. Но и сказать, что она провалилась, или что она не эффективна, мы тоже не можем.

- Ну, судя по тому, что в этом году работа пошла гораздо активнее, можно говорить о том, что Программа приобретает какие-то оптимальные формы. Это связано с изменениями, вообще, в Программе, или это все-таки на региональном уровне достигается такой прогресс?

А.Ж.: - Ну, есть несколько факторов. Есть фактор, связанный с тем, что сами регионы, некоторые из которых скептически относились вначале к этой программе, осознали, насколько это важный инструмент для изменения и рынка труда. И для привлечения к проживанию в этом регионе тех людей, которые будут свою жизнь связывать не только с трудовой миграцией, а связывать свою жизнь с Россией, с этим регионом. Будущее свое и будущее своих детей. Это очень важно, потому что есть, конечно, определенные сложности в демографической сфере. Хотя здесь наметились и позитивные тенденции в Российской Федерации. Но в целом, мы должны сказать, что, конечно, этот инструмент сегодня становится более эффективным. И в том числе потому, что благодаря информационному сопровождению Госпрограммы, и в том числе и Программе «Домой, в Россию», все большее количество соотечественников узнает о возможностях нашей государственной программы. И потому, что действительно все большее количество регионов вовлекается,  тут количественный показатель тоже очень важен. И постепенно набирает ход реализация региональных программ переселения, что тоже важно. И многие из этих региональных программ, они перекрывают те численные параметры, на которые изначально рассчитывали. Поэтому мы видим, что действительно за неполный 2011-й год в два раза увеличилось количество переселенцев. То есть, можно сказать, что за один неполный, 11-й год численность переселенцев была такая же, участников госпрограммы и членов их семей, как за предыдущие четыре года. И это еще не конец года.

-  Ну, впереди еще у нас 12-й год. До конца 12-го года действует Программа в нынешней редакции. А что дальше будет?

А.Ж.: - Ну, здесь мы исходим из того, что у нас есть общая консолидированная позиция федеральных ведомств. Здесь нашими партнерами являются и Федеральная миграционная служба, Министерство иностранных дел, и Минздравсоцразвития и ряд других ведомств. И у нас общая позиция, что программа должна быть не просто продолжена. Она должна быть бессрочной. Мы разработали новую редакцию Госпрограммы. Соответствующий проект указа президента, федеральный закон по внесению изменений и дополнений в ряд действующих федеральных законов. То есть, подготовили соответствующие материалы. И сейчас документ  находится в правительстве. И этот вопрос будет рассматриваться на правительственной комиссии миграционной политики под председательством заместителя председателя правительства Шувалова. И мы надеемся, что будут приняты положительные решения. Это новая редакция Госпрограммы. Она снимает ряд ограничений. В том числе, предусматривает возможности для распространения территорий вселения до границы субъекта. И снимает ограничения по роду деятельности участников Госпрограммы. Если сейчас у нас это преимущественно наемные работники, то по новой редакции Госпрограммы, это могут быть и студенты, и предприниматели, и люди, которые хотят работать в агропромышленном секторе и при этом компактно проживать. Потому что мы столкнулись с этой ситуацией, когда старообрядцы, например, из Аргентины...

- В Приморье, например, есть такое поселение.

А.Ж.: - Да, действительно, и оно будет развиваться. И эта заинтересованность есть. И люди приезжают, и изучают возможности переселения. То есть, в принципе, у нас достаточно хорошая тенденция к тому, что эта Госпрограмма уже стала важным инструментом в государственной политике по отношению к соотечественникам, которым предоставляется возможность, как быть поддержанными за пределами нашего Отечества по Государственной программе поддержки соотечественников за рубежом. Так и вернуться в Российскую Федерацию, стать гражданином Российской Федерации по другой государственной программе, Государственной программе поддержки добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом. Вот эти два инструмента, они не противоречат друг другу. И не исключают друг друга. Они дополняют друг друга. Они дают шанс и выбор нашему соотечественнику за пределами России решить, что же он хочет. Хочет он оставаться там, где он живет, но быть поддержан в своих культурных, языковых предпочтениях, сохранять свои культурные связи с Россией. Или же он хочет переехать в Российскую Федерацию, принять гражданство и жить здесь. Такие возможности предоставляет наша страна.

-  Ну, наверное, три главных позиции, которые волнуют соотечественников, которые переезжают. Это гражданство, работа и жилье. Ну, будут какие-то изменения в новой программе, в связи с процедурой принятия российского гражданства. Вот, в некоторых письмах спрашивают соотечественники: почему нельзя, допустим, начать участие в  программе, не отказываясь от своего гражданства в той стране, в которой ты проживал, а потом, если тебе программа понравилась, то ты принимаешь российское гражданство. Если тебе не понравилась жизнь в том месте, куда ты переехал, то ты возвращаешься на родину. Россия ничего не теряет. И сам переселенец тоже ничего не теряет. У него нет никаких проблем с гражданством.

А.Ж.: - Ну, я бы разбил этот вопрос на два. Первое. Возможно ли двойное гражданство. А второе, возможна ли ознакомительная поездка, или какой-то процесс ознакомления с жизнью в России, или в том регионе, куда переселяется наш соотечественник с тем, чтобы понят:подходит это ему, или он хочет остаться там, где он живет. Двойное гражданство - это более широкий вопрос. И российским законодательством двойное гражданство не предусмотрено. Поэтому здесь не может быть исключения для каких-то групп. Неважно, ну, для групп, так сказать, граждан Российской Федерации, которые хотят иметь двойное гражданство, или неграждан Российской Федерации, но наших соотечественников.  

А второй вопрос - это ознакомление с жизнью. Здесь, в принципе, есть примеры, когда участниками госпрограммы являются, естественно, являются иностранные граждане, но наши соотечественники, которые приезжают в Россию. Живут какое-то время, смотрят, присматриваются. Ведь оформление гражданства - это право. Это возможности, которые предоставляются нашему соотечественнику. Да? И, ну, это естественный результат, собственно, реализации госпрограммы, но если человек не хочет, если соотечественник не считает нужным сразу принять гражданство, или он считает, нужным присмотреться. Никто его ни неволит и не принуждает к тому, чтобы он принимал гражданство. Поэтому это свободный выбор человека. И Российская Федерация никого не понуждает принять российское гражданство.

-  А для того, чтобы стать участником программы, не нужно отказываться от своего гражданства, в той стране, где ты сейчас живешь?

А.Ж.: - Нет, не нужно.

- Вероятно, для тех, кто приезжает поработать, посмотреть на жизнь в России, очень удобен так называемый, 60-й закон. Он разрешает гражданам стать участниками Госпрограммы содействия переселению уже на территории России. Это, в первую очередь, интересно, наверное, трудовым мигрантам?

А.Ж.: - Ну, я вам скажу, если сравнивать параметры трудовой миграции и количество людей, которые в рамках Госпрограммы используют механизм принятия гражданства и приезда в Российскую Федерацию, то, конечно, они несопоставимы в масштабах. Потому что трудовая миграция - это все-таки миллионы людей ежегодно. По разным оценкам, около десяти, кто-то дает и большую цифру. И, конечно, тут у нас на два порядка меньшее, даже на три порядка меньшее количество людей. Но, тем не менее, это вполне легальный инструмент, который позволяет решить некоторые финансово-экономические вопросы. Потому что в рамках Госпрограммы, предоставляется возможность и оплатить переезд, билеты вам, как участнику Госпрограммы и членам вашей семьи. Перевезти вещи, решить вопросы коммуникации с органами власти. Ну, если вы приезжаете, вы не брошенные, вами занимаются. В большинстве регионов вас встречают. Вас сопровождают, объясняют, - где можно устроиться на работу, как устроиться и так далее... Новая редакция Госпрограммы позволяет, конечно, снять очень многие ограничения с точки зрения работы. Сегодня уже есть соответствующий портал, на котором вы можете узнать о вакансиях, которые есть в любом регионе, в любом поселении, в городе, на селе и так далее... То есть, информационная сопровождающая и Госпрограммы и, вообще, системы миграционной политики, труда и занятости, она все-таки сильно усовершенствована по сравнению с тем, что мы имели, там, пять лет тому назад. А будет еще лучше.

-  Ну,  и самый болезненный вопрос - это жилье. Это больной вопрос и для граждан России, ну, что говорить, все сами все знают. Будут ли какие-то изменения, в связи с принятием новой редакции программы? Будут ли строиться, например, пункты временного проживания? Кто будет этим заниматься? Возьмет ли на себя Федеральный центр их создание, или это все по-прежнему будут делать регионы. Как это будет?

А.Ж.: - Ну, вы знаете, центры временного размещения, они и сейчас существуют в ряде регионов. И хотя они строятся за счет средств регионального бюджета, но федеральный бюджет частично компенсирует эти расходы. А иногда и полностью. Другое дело, что центр временного размещения, он, по сути своей, не решает жилищной проблемы. То есть, это временное решение. Конечно, человеку нужно собственное жилье, или съемное жилье, но где он живет один со своей семьей. И здесь есть разные механизмы. Они все равно регулируются на уровне субъекта Российской Федерации, или муниципальных властей, или работодателя. Разные ситуации. В некоторых случаях работодатели предоставляют жилье. В некоторых случаях региональные, или местные власти предоставляют жилье. Или же компенсируют, как это, например, делают  в Омской области. Пусть незначительно, но, тем не менее,   компенсируют часть расходов, связанных  со съемом жилья. Например, в самом городе Омске шесть тысяч рублей в месяц, а в сельской местности - четыре тысячи рублей в месяц. Разные есть механизмы участия бюджетов разных уровней в судьбе переселенца, с точки зрения решения его жилищной проблемы. Но все-таки нужно понимать, что если самому активно не работать, если не найти достойной работы, которая кормила бы тебя и твою семью, то, конечно же,  в какой-то момент ты можешь остаться один на один со своей жилищной проблемой. Поэтому нужно, конечно, инвестировать в решение этого вопроса сразу и понимать всю ответственность, которую участник Госпрограммы несет. Конечно, повторяю, на федеральном уровне мы в меньшей степени, чем регионы, или муниципалы участвуем в этой теме, но мы компенсируем финансирование строительства центра временного размещения.

- И еще о новой редакции программы. Предполагается, что программа будет бессрочная?

А.Ж.: - Да, это один из базовых посылов новой редакции Госпрограммы. Она должна быть бессрочной как бессрочной должна быть политика по отношению к соотечественникам, проживающим за рубежом. И это одно из измерений. И еще что важно, мы понимаем, что должна быть приоритизация. И этот приоритет, он прописан в новой редакции, что правительство устанавливает перечень приоритетных регионов для переселения. Для Российской Федерации таковыми приоритетными являются дальневосточные регионы и приграничные регионы. И мы видим, что уже сейчас, если, например, в 2008 году всего один процент переселенцев и в 2009 году примерно один процент переселенцев переезжали в регионы Дальнего Востока, то в 2010 году уже 5,5 процентов из переселяющихся в Российскую Федерацию поехали на Дальний Восток.  За неполный 2011 год почти 10 процентов. Это и благодаря тому, что там достаточно большой рынок труда существует. Понятно, например, в Приморском крае активно готовятся к принятию саммита АТЭС. Там возникает Дальневосточный федеральный университет достаточно мощный, что привлекает нас с точки зрения будущего детей, тех, которые собираются получать высшее образование. Там, конечно, развивается инфраструктура туристическая и много других, так сказать, позитивных трендов или тенденций, которые позволяют стать Приморскому краю, дальневосточным регионам привлекательными, включая между прочим и принятие на региональном уровне соответствующих актов, позволяющих выделять земельные наделы, выделять землю для осуществления трудовой деятельности в агропромышленном секторе. Это тоже еще одно направление, которое позволяет стимулировать к развитию в рамках новой редакции Госпрограммы.

- То есть можно говорить о том, что на Дальнем Востоке самый успешный регион - это Приморский край.

А.Ж.: - Я бы не стал там выделять конкретный регион, но, Приморский край, безусловно, привлекательный.

- Понятно. У него большие перспективы очень.

А.Ж.: - Перспективы у многих там есть, и с точки зрения экономического роста, и с точки зрения внимания федеральных властей к развитию этих регионов. Но понятно, что человеческий потенциал будут ставить все равно на первом месте в развитии этих регионов. И поэтому будет приоритизация, а это значит более высокие выплаты, подъемные и так далее. Ттак сказать, более продуманная может быть политика, связанная с тем, чтобы люди туда приезжали, люди там оседали, люди там работали, получали хорошую работу и хорошие возможности для развития своих детей.

- Кстати, в новой редакции предусмотрено какое-то изменение подъемных для таких приграничных территорий. 120 тысяч, да, сейчас на участника программы. Будет ли изменяться эта цифра в сторону увеличения, естественно?

А.Ж.: - Я не могу сейчас, конечно, говорить за правительство Российской Федерации, потому что именно правительство будет определять эти преференции и размеры подъемных и т.д. Но думаю, что, конечно же, сам подход, говорящий о том, что должны быть приоритетные регионы, он свидетельствует о том, что подъемные будут большими. Опять же мы ждем принятия решения правительственной комиссии по миграционной политике.

Совсем скоро будет заседание правительственной комиссии, которая будет рассматривать новую редакцию программы. И после этого можно уже говорить о том, что она прошла, как бы, последнюю инстанцию. Да?

А.Ж.: - Ну, не последнюю инстанцию. Есть, конечно,  еще и юридические службы правительства, юридические службы администрации президента. Указ президента.  Поэтому, конечно, будет еще формальная процедура, но в целом, если правительственная комиссия одобрит эти подходы, то, я думаю, что тогда введение новой программы - это вопрос просто времени. Так, в принципе, и бюджетные средства, они зарезервированы для продления этой Программы на последующие годы.

-  То есть, после 12-го года?

А.Ж.: - Да.

- И в этой программе уже будут сняты, если они и были, какие-то, если не противоречия, то может быть, разночтения в правилах между федеральной миграционной службой и службой занятости, министерством иностранных дел...

А.Ж.: - Ну, вы знаете, если есть какие-то недочеты, вы понимаете, у нас все-таки достаточно сложная бюрократическая система. Понятно, как и в любом крупном государстве. Все-таки страна самая большая в мире. И, конечно же, межведомственные взаимодействия иногда где-то могут дать сбой. Здесь нужно просто обращаться, в том числе к нам, или в Федеральную миграционную службу. Можете через нас, через наш портал www.mifis.ru обратиться. Мы обязательно к каждой просьбе отнесемся внимательно. У нас сидит отдельный специалист на модерировании вопросов, ответов. Безусловно, мы объясняем, что и как, если возникают какие-то вопросы, мы уточняем. У нас есть возможность связаться и с нашими коллегами из ФМС, и с МИДом, загранучреждениями, представительствами. И выяснить, в чем проблема. Мы снимали уже неоднократно возникающие какие-то проблемные моменты. Обращайтесь, поможем.

-  Спасибо большое. И я еще раз напомню, что сегодня мы все вопросы, которые связаны с участием в Государственной программе содействия добровольному переселения в Россию соотечественников из-за рубежа обсуждали с директором департамента межнациональных отношений Министерства регионального развития Александром Журавским. Спасибо, Александр Владимирович.

А.Ж.: - Спасибо. До свидания.

- Уважаемые слушатели, пишите и звоните нам. Еще раз напомню. Наш адрес: domoy@ruvr.ru И телефоны, по которым вы можете нам позвонить.  8 800 100 06 76. Это телефон для тех, кто звонит из России. Для слушателей Украины номер: 0 800 502 676. Соотечественники из Германии могут звонить по телефону: 00 800 01 00 06 76. А из Израиля нужно звонить по телефону: 014 800 01 00 06 76. Пишите и звоните нам. С вами была Татьяна Соловьева. До свидания.

«Программа создана при поддержке Министерства регионального развития России»