Публикации

Этот День Победы!

Наш журнал уже несколько лет следит за тем, как и россияне, и соотечественники, живущие в пространстве Русского мира, отмечают главный праздник нашего разделённого народа — 9 Мая — День Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Празднуя памятные события своей истории, люди создают смыслы, отражающие современность и создающие их будущее. Описывая то, как вы отмечаете этот праздник, мы пытались быть увеличительным стеклом, выявляющим новые смыслы, которые вы закладывали в это событие, то, какое значение приобретал для вас подвиг отцов и дедов; мы пытались определить то будущее, которое вы создавали каждый год в этот День Победы!

Первый День Победы, о котором мы писали, — 9 мая 2007 года — День Победы после Бронзовой ночи. Он приобрёл смысл для русских Прибалтики, смысл гражданского подвига и стал днём их Победы. Моральной победы над теми силами, которые кощунственно осквернили мемориал на Тынисмяги. Единство зарубежных русских в этот день стало на пути этих сил, и хотя бой за Бронзового солдата был проигран, победа была за нами. Следующие Дни Победы рождали новые смыслы, и каждый День Победы становился новой победой нашего народа. Мы заново обретали этот праздник, и, через процесс его празднования решая проблемы своего бытия, мы обретали будущее. Мы, как это отметил Президент РФ, стали обретать свою новую общность — внуков Победы. В праздновании Дня Победы мы стали воссоздавать свои ценности, за которые мы готовы бороться.

И к сожалению, последние события в Прибалтике показывают, что и этот День Победы будет днём борьбы и соотечественники Прибалтики и весь рассеянный народ России должен будет одерживать новые победы.

В день восстановления независимости Литвы 11 марта по центральной улице Вильнюса, проспекту Гедиминаса, прошло шествие, возглавляемое молодыми людьми с бритыми головами. Они собрались в 4 вечера возле кафедрального собора Вильнюса на площади, где стоит памятник Гедиминасу. Там же шёл праздничный концерт военного духового оркестра. Слушателей было немного, зато за трибуной, где стояли оркестранты, собралось порядка 700 молодых людей. Они выстроились в организованную колонну, растянув перед собой плакат с изображением исторических персонажей Литовского государства с лозунгом «Я горжусь, что я литовец». Над бритыми головами и патриотическим лозунгом было развёрнуто чёрное полотнище с эсэсовским черепом и костями и знаком, напоминающим свастику. По бокам колонны бритоголовые с выражением лиц, показывающим высокий уровень национальной ответственности, натянули плакаты, на которых большими буквами было написано «Skin Head — за родную Литву, расу и нацию». Над их сверкающими черепами развевались флаги Литовской Республики.

За несколько дней до шествия бритоголовых в полицию, в связи с регистрацией пикета, протестующего против шествия, был вызван председатель Социалистического народного фронта, глава антифашистской организации «Литва без нацизма» Альгирдас Палецкис. Ему было заявлено, что согласно решению суда лозунг «Литва — для литовцев!» не является экстремистским и разжигающим межнациональную рознь и, если на зарегистрированном им пикете будет присутствовать лозунг «Нет фашизму!» или «Фашизм не пройдёт!», это будет считаться подстрекательством к межнациональной розни и экстремизмом. Не только эти шествия и действия полиции показали, что идеи нацизма живут в сознании определённой части литовского общества. И что самое опасное — в сознании молодёжи. Не успел в Литве затихнуть скандал с уже ставшим традиционным шествием в марте националистов и скинхедов, как в годовщину дня рождения Гитлера в центре Вильнюса, а также в некоторых других городах Литвы появились нацистские флаги со свастикой и транспаранты с антисемитскими лозунгами. Причём не самодельные флаги, не просто нарисованные неумелой рукой, а вполне добротно сделанные. Видно, что над их изготовлением кто-то старательно трудился, потратил немало времени. Да и вывесить их на нескольких флагштоках на одном из самых видных мест столицы Литвы нужно было суметь. В Каунасе на ограде синагоги был вывешен зловещий чёрный плакат с антисемитским высказыванием. Стало быть, действовали осознанно, обдуманно и целеустремлённо.

Всё это — свидетельства того, что инфернальные силы живут, бодрствуют в недрах литовского общества, которое ограничивается лишь словесным отмежеванием от этих сил. На самом деле и признание свастики историческим наследием Литвы, и вялая реакция властей на подобные выходки, и ревизия истории Второй мировой войны и её последствий, и полная беспомощность полицейской профилактической работы по предотвращению подобных акций — всё это говорит о попустительстве со стороны властей идеям, далёким от современных гуманистических и демократических ценностей. Но тогда где гарантии, что в какой-то момент эти инфернальные силы не выплеснутся вновь на поверхность общественной жизни, как это уже было в истории страны?

Марш так называемых борцов за свободу, проходящий ежегодно 16 марта в центре Риги, традиционно начинается с запрета Рижской городской думы на проведение публичных мероприятий, как националистической организации «Соколы Даугавы», так и митинга протеста антифашистов. При этом депутаты Рижской городской думы на один уровень ставят и неонацистов, и антифашистов. Оправдывая своё решение опасностью для правопорядка и ссылаясь на мнение полиции, рижские народные избранники, среди которых половина — это члены позиционирующего себя как прорусское партийного объединения «Центр согласия», не осмеливаются запретить шествие неонацистов как шествие, пропагандирующее нацизм. Впрочем традиционно 15 марта Рижский суд выносит решение разрешить неонацистский марш. Стоит признать и то, что и антифашистам разрешили провести митинг протеста.

Следующий акт прелюдии неонацистского шабаша — это традиционный указ министра внутренних дел Латвии о запрете въезда с 11 по 17 марта неким лицам, угрожающим правопорядку в Латвийской Республике. Указ странный, почти подпольный, так как хоть о нём и говорится в СМИ, но не упоминается ни одной фамилии из списка, кому запрещён въезд в Латвию. По поведению полицейских органов Латвийской Республики можно сделать вывод, что этот указ открывает сезон охоты на прибалтийских антифашистов.

С 11 марта границы закрываются. В сопредельных с Латвией государствах Европейского союза дружественные спецслужбы начинают тотальную слежку за антифашистами. Тех из антифашистов, кто планирует приехать на разрешённые латвийским судом антифашистские мероприятия, пограничные службы ловят на пограничных кордонах. В центре Риги люди в штатском хватают антифашистов и увозят в неизвестном направлении. Содержат их в камерах без объяснений, не пуская к ним ни адвокатов, ни переводчиков, ни консулов. В этом году член совета международного правозащитного движения «Мир без нацизма» Максим Рева, приехавший в Ригу поддержать своих товарищей по антифашистскому движению, был схвачен посреди белого дня в центре Риги. По отношению к нему были нарушены все процессуальные нормы, во время содержания в заключении ему отказали в необходимом медицинском уходе, что может быть расценено как применение пыток.

Правда, согласно официальной трактовке истории и современной политики латвийских властей по улицам старой Риги идут не бывшие эсэсовцы, а борцы за свободу. Не преступники, а герои. Вместе с ними идут молодые люди, которых с каждым годом всё больше и больше. Впереди шествия вместе со стариками с цветами в руках идут маленькие дети, которым уже в этом возрасте официальная пропаганда делает инъекцию коричневой заразы. Среди толпы, топающей под песни латышских легионеров по рижской брусчатке, идут эстонские, литовские, немецкие неонацисты. В этот праздничный для них день, когда латышские эсэсовские дивизии вступили в свой первый бой с войсками Красной армии, освобождавшей Европу от фашизма, они чувствуют себя уютно и безопасно.

Власти Эстонии тоже отметились установкой на Таллинском воинском кладбище информационного стенда, согласно тексту которого мемориал, состоящий из захоронений воинов-антифашистов и памятника, увековечивающего память погибших в борьбе с фашизмом, известного как Бронзовый солдат, был обозначен как перенесённый в апреле 2007 года с Тынисмяги монумент воинам оккупировавшей 22 сентября 1944 года Таллин Советской армии. Данная трактовка действий солдат антигитлеровской коалиции получила подтверждение со стороны официальных властей Эстонии. В частности, Министерство обороны Эстонии, которое согласно эстонскому законодательству обеспечивает сохранность воинских захоронений и уход за ними, в ответ на запрос члена президиума движения «Мир без нацизма» Дмитрия Линтера подтвердило свою причастность к созданию этой информационной надписи и солидаризировалось с изложенной в ней трактовкой, утверждающей, что целью сражений с нацистами на территории Эстонии в 1944 году якобы была оккупация данного, стоит отметить, уже не существовавшего с 1940 года ни юридически, ни фактически государства.

Вроде бы повестка дня нового Дня Победы остаётся той же самой, что и в прошлые годы, такой же тревожной. Но появились и новые, я бы сказал более важные вопросы, которые, может быть, решат празднования грядущих Дней Победы. Уходят из жизни наши ветераны войны — те, кто победил нацизм, но не всегда они уходят окружённые честью и почётом. И позорно то, что перед смертью они часто получают удары в спину, от своих — соотечественников.

Показателен пример с недавно ушедшим от нас героем-партизаном Василием Кононовым. Бог с теми судьями Европейского суда по правам человека, которые, приписав историю и применив к «делу Кононова» современные нормы права, признали его преступником против человечности. Это «их» суд. Но позором для нас стало то, что многие русские общественные деятели в Латвии да «эксперты» по Латвии из России, проявляя «осведомлённость», любили в кулуарах посудачить, что, мол, не всё так просто в «деле Кононова» — жесток и суров был Василий Макарыч. И после войны, когда был следователем, мол, тоже отличался крутым нравом, да и тяжело, мол, положа руку на сердце, назвать его хорошим человеком... Договаривались некоторые и до того, что из-за таких, как Василий Кононов, сегодня и приходится «защищать» Победу и защита Кононова не выигрышна для имиджа России. Наверное, я тоже не смогу назвать Василия Кононова — партизана, подрывника, лично уничтожившего за два года 14 эшелонов с живой силой и техникой противника, хорошим человеком — для меня он Герой. И не важно, каким он парнем был. Потому что, если бы не воля тех, кто сражался за существование нашего народа, их суровость и непримиримая жестокость к врагу, — не было бы Победы.

На обложке нашего журнала два Героя: Арнольд Мери и Владимир Метелица. Эстонец и еврей. Фронтовые друзья. Один начал войну солдатом эстонской армии, другой подростком — строителем оборонительных рубежей Смоленска. Победителями они пришли в Эстонию в 1944 году. Фотография запечатлела их в тот момент, когда Арнольд Константинович в последний в своей жизни раз посетил Бронзового солдата и возложил цветы тем, кто пал, сражаясь с нацизмом. Через несколько месяцев Героя Советского Союза Арнольда Константиновича Мери не стало. Владимир Метелица был тем, кто по просьбе Мери провожал его в последний путь.

Арнольд Мери умер, находясь под эстонским судом, обвинённый в преступлениях против человечности. Против Владимира Метелицы сегодня организатор многочисленных конкурсов юных красавиц, позиционирующий себя как ли-дер российских соотечественников, Сергей Сергеев и ряд активистов возглавляемой им организации СОРСЭ развязали в эстонской прессе грязную кампанию по его шельмованию и дискредитации его боевых заслуг.

Почему же ветеранам наносят удары в спину свои? Очевидно, что те, кто смотрел смерти в лицо, те, кто готов был отдать жизнь в борьбе с нацизмом, в войне за Родину, обладают особым отношением к тем ценностям, за которые воевали. И поэтому они становятся неугодны тем, кто стремится к мирной жизни, в то время когда народ России и его соотечественники в зарубежье выходят как на бой на защиту Победы. Каждое 9 Мая.

Журнал "Балтийский мир", № 02/2011