Публикации

"Мы должны постоянно думать, что еще сделать для людей, решившихся на переезд"

– Максим Александрович, совсем недавно вы были назначены куратором Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию от Минрегиона России. Как известно, свежему взгляду открывается многое из того, что перестали
замечать коллеги. Что увидели вы? Удовлетворяют ли вас итоги более чем двухлетнего периода выполнения данной программы? Что бы вы отнесли к достижениям и что, на ваш взгляд, явилось провальным?

– Да, действительно, в этом году, согласно утвержденной Указом Президента Госпрограмме, должен быть завершен второй этап ее реализации. Безусловно, успехи есть – создана и работает нормативно-правовая база, первые двенадцать так называемых пилотных регионов начали прием соотечественников. Четко налажена работа наших коллег из Федеральной миграционной службы России. Образованы и работа-
ют временные группы этой Службы в составе посольств Российской Федерации в большинстве стран СНГ. В субъектах Российской Федерации созданы специальные уполномоченные органы и межведомственные комиссии. Активно происходит информирование соотечественников, проживающих за рубежом, об условиях Государственной программы. Только в 2008 году сотрудники ФМС России посетили четыре страны (Латвия, Литва, Таджикистан и Туркменистан) для оказания организационно-методической помощи и информирования соотечественников, проживающих в этих странах. При поддержке МИД России осуществляется выпуск замечательного ежемесячного журнала «Русский век» и еженедельного приложения «Соотечественники» к газете «Комсомольская правда». 
Тем не менее следует признать: целевые показатели реализации программы, к сожалению, не достигнуты. Только в 2008 году планировалось принять 85 тысяч человек, а приехало всего около 8 тысяч. Но программа быстро набирает обороты, и сегодня, даже с учетом ряда кризисных явлений, число желающих участвовать в ней растет. Относительно небольшое число переселенцев можно объяснить также тщательным подходом при подготовке и реализации региональных программ. Ведь именно региональными программами задаются все те условия, которые предлагает субъект для соотечественников. Для нас важны не только количественные характеристики, главное – не обмануть ожидания людей, вернувшихся на Родину. Поэтому так внимательно, можно сказать, дотошно, мы рассматриваем все региональные программы, анализируем опыт пилотных субъектов.
По нашему мнению, при разработке переселенческой программы каждый регион должен исходить из своих потребностей в рабочей силе, должен понимать, зачем в конкретном районе ему нужны люди на постоянное место жительства. По сути, субъекты должны выработать свою миграционную стратегию, учитывающую демографическую ситуацию, положение на рынках труда и перспективы социально-экономического развития как региона, так и Российской Федерации в целом.
Прошлогодний опыт показал, что тех возможностей, которые предоставляет Госпрограмма, уже недостаточно. Результаты множества встреч и консультаций с экспертным сообществом, анализ обращений граждан дают основания говорить, что Госпрограмма должна быть ориентирована на более широкий сегмент потенциальных переселенцев. Пока же воспользоваться государственной поддержкой, предоставляемой в рамках Государственной программы, могут только те, кто готов работать на условиях найма. При этом за бортом оказываются соотечественники, ориентированные на создание собственного бизнеса, а также те, кто
готов компактно переселиться в сельскую местность. Мы оставляем также без внимания достаточно большое количество молодых людей, желающих стать гражданами России, но еще не
имеющих специальности.

– Есть много трактовок термина «соотечественник». Поясните, кто может быть участником Госпрограммы.

– Федеральный закон «О государственной поддержке соотечественников за рубежом» трактует понятие «соотечественник» следующим образом. Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживавшие или проживающие в нем, обладающие общими признаками языка, религии, культурных традиций, обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой линии. Под понятием «соотечественники за рубежом» подразумеваются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации, лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; выходцы из Российского государства, Российской Республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жительство или ставшие лицами без гражданства. Много было споров по поводу этого закона - подходит ли это определение для целей Госпрограммы или нет. В свое время пришли к выводу, что участниками программы могут быть соотечественники за рубежом, которые не являются
гражданами Российской Федерации и дополнительно удовлетворяют требованиям, которые записаны в указе президента, – «воспитанные в традициях русской культуры, владеющие языком и не желающие терять связь с Россией». Возможно, для лучшего понимания, на кого должна распространяться Госпрограмма, стоит
разработать новое определение понятия «соотечественник».

– До сих пор в программе участвуют всего 12 регионов страны, как и два с половиной года назад. Очевидно, что такое положение дел следует признать сдерживающим фактором. Каковы перспективы расширения этого
списка? Разговоры об увеличении числа регионов идут давно, но воз и ныне там…

– С ноября 2008 года их уже 13. К пилотным субъектам присоединилась Курская область, программа которой была согласована правительством в конце осени. Думаю, в первом полугодии 2009 года еще минимум пять субъектов имеют шанс начать прием соотечественников по Государственной программе. Не буду озвучивать пока, какие именно субъекты: проекты их программ еще предстоит детально рассмотреть Межведомственной комиссии. В целом могу сказать, что на данный момент проекты региональных программ разработаны 49 субъектами Российской Федерации. Но только 18 из них сейчас рассматриваются федеральными органами исполнительной власти. Остальные возвращены на доработку и пока на повторное рассмотрение к нам не поступали. Такой большой процент возвратов связан, с одной стороны, с недостаточно качественной подготовкой проектов региональных программ. С другой стороны –типовая программа представляет собой
достаточно сложный по своей структуре документ. Кроме того, бывают случаи, когда проект представляется в Правительство Российской Федерации с заведомыми нарушениями требований к содержанию. Полагаю, что это происходит, когда в регионе нет условий для приема соотечественников.

– А какие структуры в субъектах занимаются разработкой региональных программ?

– Как правило, за разработку, согласование и реализацию региональных программ отвечают либо департаменты экономики, либо комитеты по труду, либо иные органы, реализующие социальную политику в регионе. Структура органов власти субъектов очень разнообразна, и руководитель субъекта сам решает, на кого возложить эту ответственность. В Калининграде, например, учредили специальное Агентство по миграции, а в Калуге создали отдельный уполномоченный орган.

– Некоторые области – Новгородская, Пензенская, Нижегородская, Воронежская, Алтайский край – сигнализируют о готовности включиться в программу немедленно. Ваш комментарий
на этот счет.

– Вы назвали как раз те регионы, с программами которых мы активно работаем, и с высокой долей вероятности можно сказать, что они будут скоро согласованы. Но повторюсь, не стоит забегать вперед – решения будет принимать Межведомственная комиссия – На ваш взгляд, не пора ли скорректировать программу в части предлагаемых в регионах условий трудоустройства, увеличения размеров
выплачиваемых пособий, гарантий жилищного обустройства? Есть предложения бесплатно наделять земельными участками переезжающих в сельские районы. Что вы об этом думаете?

– Предложений по корректировке Государственной программы много, и мы их внимательно рассматриваем. Например, в декабре Минрегионом России с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций соотечественников, экспертных и научных учреждений был организован второй Международный информационный форум «Интеграция соотечественников – 2009», в ходе которого состоялось обсуждение результатов реализации Государственной программы и возможных подходов к ее совершенствованию. Одобрена резолюция форума, и его рекомендации обязательно будут приняты
во внимание.

– Не могли бы вы рассказать подробнее о рекомендациях форума? Какие из них вы считаете наиболее важными?

– Рекомендаций много, почти 30 пунктов. Приведу несколько примеров. Предлагается упростить структуру типовой программы субъекта, одновременно облегчив процедуру согласования программ субъектов и порядок внесения в них изменений; распространить понятие «территория вселения» на весь субъект Российской Федерации, а не только на его отдельные части; рассмотреть возможность увеличения раз- мера подъемных; разрешить участвовать в программе иностранцам, уже находящимся на территории России, в том числе беженцам и переселенцам; расширить категории переселенцев. И целый ряд других. Все
они важны, и по многим из них уже начата работа.

– Как разделяют ответственность за конкретного переселенца центр и регион? И как выплачивается компенсационный пакет?

– Российская Федерация берет на себя обязательства компенсировать всем переселенцам
переезд и расходы на оформление документов. При заселении на территорию «А» выдаются подъемные и выплачиваются на начальном этапе пособия. Выбравшим территорию «Б» пособие не платится. Все остальное ложится на плечи субъекта. Сюда входят организационные мероприятия, информирование, предоставление временного жилья… Субъект несет общую ответственность за то, как его программа работает на месте. Надо понимать, что Госпрограмма построена по компенсационному принципу. Субъект
Российской Федерации на переселенцах не зарабатывает. Деньги на компенсацию закладываются отдельной строкой в госбюджете и распределяются между субъектами пропорционально
расходам. Чем больше субъект планирует потратить на компенсации переселенцам, тем больше в федеральном бюджете закладывается для него средств. Компенсационный пакет – это не выплата, а
возможность пользоваться услугами яслей, детских садов, школ, профессиональных училищ, учреждений социального обслуживания, здравоохранения. При этом расходы на предоставление услуг делятся между соответствующими бюджетами, осуществляющими финансирование этих организаций.

– Нынешнее время не отнесешь к разряду спокойных. В редакцию журнала обращаются наши читатели - зарубежные соотечественники – с одним и тем же вопросом: не случится ли так, что в связи с финансовым
кризисом программа добровольного пере- селения будет свернута? Есть ли у людей основания для серьезного беспокойства по
этому поводу?

 – Да, в условиях роста безработицы, обусловленной глобальным экономическим кризисом, потребность в наемном труде переселенцев может снизиться. Нынешнее время создает, конечно, дополнительные риски, однако не думаю, что программа будет свернута. Анализ поступающих в субъекты Российской Федерации обращений от соотечественников, желающих стать участниками Госпрограммы, показывает,
что она очень востребована, просто не все желающие могут в настоящий момент воспользоваться поддержкой, предоставляемой в ее рамках. Участвовать пока могут только те, кто готов работать на условиях найма, и члены их семей.
Разработкой региональных программ переселения занимаются администрации регионов. На-
до подумать, как к этому процессу активнее подключить профессиональных рекрутеров и
работодателей. Полагаю, что это позволило бы улучшить качество предлагаемых рабочих мест, что, в свою очередь, привело бы и к новому интересу со стороны потенциальных переселенцев. Ведь все хотят иметь и достойную оплату труда, и перспективы карьерного роста. Отсутствие высокой зарплаты, гарантированной в течение нескольких лет, не позволяет рассчитывать на использование существующих механизмов
приобретения жилья.

Чтобы расширить круг возможных участников программы, мы сейчас рассматриваем возможность распространения ее действия на соотечественников, ориентированных на создание собственного бизнеса, лиц, готовых компактно переселиться в сельскую местность, студентов, завершающих свое образование в России, деятелей науки и искусства. Хотел бы подчеркнуть: мы должны постоянно думать о том, что еще можно сделать для людей, решившихся на очень непростой шаг – переезд на новое место. Наша задача – максимально помочь им в этом.

Скачивайте журнал "Русский век" в формате pdf и читайте больше.

 

Источник: Журнал