03.08.2020 Дмитрий Зелов

Талашкино: вдохновение Русским стилем

Государственная программа переселенияРоссияЦентральный ФОСмоленская областьКультураЖизнь в России
Фото: elvik-foto.ru

Храмы, музеи, памятники строятся не для современников.

Они строятся для будущих поколений.

Княгиня Мария Тенишева


На Западе России, недалеко от древнего града Смоленска находится удивительная, но до сих пор малоизвестная среди широкой публики музей-усадьба серебрянного века. Имя ей Талашкино. Или Флёново — кому как больше нравится. Все дело в том, время не оставило камня на камне от главного усадебного дома княгини в Талашкино, зато пощадило, несмотря на революции и войны, многие художественно-архитектурные постройки в соседней деревне Флёново, входившей в состав талашкинского имения. А вот официально этот необыкновенный очаг культуры, в котором на рубеже XIX-XX столетий творили многие выдающиеся деятели русской культуры и искусства, именуется историко-архитектурным комплексом «Теремок». Впрочем, обо всем по порядку. 

Спустя почти век княгиня Мария Клавдиевна Тенишева (1858-1928), казалось бы, навсегда покинувшая родное Отечество после смуты революционных потрясений, перевернувших в быте и жизни старой эпохи буквально всё и вся с ног на голову, вновь вернулась в принадлежавшее ей когда-то имение Талашкино (Фленово). Теперь уже в образе памятника — величественная дама в длинном, по моде начала прошлого века платье, встречает гостей усадьбы.

image1.jpeg

В смоленском Талашкино, трудами и заботами этой необыкновенной русской меценатки и коллекционера был создан уникальный ремесленно-художественный центр, слава о котором в те годы вышла далеко за пределы России. «...Да, я люблю свой народ и верю, что в нем вся будущность России, нужно только чeстно направлять его силы и способности» - эта фраза княгини как нельзя лучше характеризует ее стремление жить и творить во имя интересов страны и просвещения ее народа. Для этой благородной цели она не жалела ни собственных сил, ни средств.      Вот что писала хозяйка усадьбы, когда задалась целью возродить основательно подзабытые старинные русские ремесла:

«Мне давно хотелось осуществить в Талашкине еще один замысел. Русский стиль, как его до сих пор трактовали, был совершенно забыт. Все смотрели на него как на что-то устарелое, мертвое, неспособное возродиться и занять место в современном искусстве. Наши деды сидели на деревянных скамьях, спали на пуховиках, и конечно, эта обстановка уже перестала удовлетворять современников, но почему же нельзя было построить все наши кресла, диваны, ширмы и трюмо в русском духе, не копируя старины, а только вдохновляясь ею? Мне хотелось попробовать, попытать мои силы в этом направлении, призвав к себе в помощь художника с большой фантазией, работающего тоже над этим старинным русским, сказочным прошлым, найти лицо, с которым могла бы создать художественную атмосферу, которой мне недоставало».

Судите сами — в лучшие времена здесь творили художники Сергей Малютин и Михаил Врубель, Николай Рерих и Михаил Нестеров, Константин Коровин и Илья Репин, братья Александр и Альберт Бенуа и многие другие. Список известных имен, составлявших цвет национальной художественной культуры того времени, так или иначе связанных с этим местом, можно перечислять еще долго. Ну а кроме того, благодаря княгине Тенишевой в созданной по соседству школе способных детей и подростков из окрестных деревень обоего пола бесплатно(!) обучали премудростям художественных наук и ремесел под руководством опытных наставников во главе художником и архитектором Сергеем Малютиным были организованы резная, эмальерная, вышивальня и гончарная мастерские.

image12.jpeg

Когда оказываешься в этих местах, довольно быстро формируется ощущение, что попадаешь в какой-то сказочный древнерусский терем. Конечно, в такой, каким его представляли в конце позапрошлого-начале прошлого столетий. Недаром же небольшой двухэтажный бревенчатый домик, выполненный по проекту Сергея Малютина, так и называется — Теремок. Это подлинный резной шедевр русского малого зодчества. Во времена княгини Тенишевой в нем располагалась библиотека, а также жили порой творившие и преподававшие в Талашкино художники. Окна, наличники, двери, карнизы этой чудо-избы — все исполнено в необыкновенной тонкой, изящной, какой-то прямо-таки воздушной ажурной резьбе. Перед домом в том же стиле выполнены массивные деревянные ворота. Ограды правда нет, но хочется надеяться и верить, что со временем она будет восстановлена. Зато по периметру усадебных построек растут яблони — осенью деревья усыпаны спелыми плодами. Настолько ароматными, что, когда подходишь к ним, невозможно удержаться, чтобы не попробовать их на вкус.

Если от Теремка подняться по пригорку на небольшой холм, то оказываешься перед удивительным памятником — церковью Святого Духа. Вероятно, это был первый храм в России с таким необычным посвящением: не Сошествию Святого Духа, а непосредственно самому Святому Духу. Исследователи творчества и жизни княгини Тенишевой связывают это обстоятельство со смертью ее супруга и донатора храма, этнографа, социолога и архитектора князя Вячеслава Николаевича Тенишева (1843-1903). Он был похоронен в усыпальнице в подклете храма, но после революции 1917 года его прах постигла печальная судьба многих представителей его круга и сословия — безжалостное время не сохранило для потомков ни могилы, ни останков князя. 

image6.jpeg

Окончательно завершенный к началу Первой мировой войны, храм Святого Духа был выстроен по проекту Сергея Малютина в соавторстве с княгиней Марией Клавдиевной Тенишевой и основоположником российской архитектурной фотографии Иваном Федоровичем Барщевским. Впрочем, за опущенные бытию Российской империи еще три года он так и не был освящен — власти церковные сочли его уникальную фресковую живопись не каноничной. За последующие десятилетия из-за нарушения температурного режима, общих первоначальных просчетов в технологии строительства вкупе с последующим небрежением и запустением от внутренней росписи не осталось практически ничего. Зато с внешней стороны сохранился величественный лик Христа на западном портале, выполненный в мозаичной технике Николаем Рерихом. Он, кстати, высказался об этом месте следующим образом: «Такие уголки, как Талашкино — это настоящие устои национального развития мысли и искусства». 

image52.jpeg

Оказавшись в этих краях, обязательно стоит заглянуть внутрь — в кладовые русской художественной культуры, хранящиеся, словно в шкатулке, внутри Теремка и здания сельскохозяйственной школы. И тогда вас непременно очарует изящество мебели, изготовленной по малютинским эскизам, врубелевские акварели, рериховская керамика. Или необыкновенной, прямо-таки фантастической красоты, расписные балалайки, произведшие фурор на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.


Благодарим Издательский дом «Чудеса и приключения» за предоставленную статью

Фото - elvik-foto.ru