30.12.2021 Кристина Долголаптева

Русское наследие в Ташкенте: Боткинское кладбище

РоссияБлижнее зарубежьеУзбекистанИсторияКультураСоотечественники и мировая культура

Улицы столицы Узбекистана, когда-то густо засаженные раскидистыми чинарами, помнят Сергея Есенина, Анну Ахматову, Галину Уланову, Александра Солженицына, Константина Симонова, Алексея Толстого, Владимира Высоцкого и многих других представителей творческой интеллигенции.

Культурный след, оставленный нашими соотечественниками в Узбекистане, существенен: с конца XIX века до девяностых годов ХХ века русские переселенцы построили новые здания, железную дорогу, открыли школы, больницы, восстановили памятники культуры Узбекистана.

Память о русских, которые приехали сюда не в роли завоевателей и не в поисках лучшей доли, а под влиянием альтруистического порыва, хранит Боткинское кладбище. Сегодня оно является старейшим русским кладбищем в Ташкенте, хотя в конце XIX века считалось новым: здесь начали хоронить после закрытия первого православного некрополя (не сохранился) на территории военного госпиталя.

Кристина Долголаптева отправилась в Ташкент и выяснила, кто и как сохраняет память о русском присутствии в нашей общей с Узбекистаном истории.

Узбекистан заграничный

Полет из Москвы в Ташкент занимает четыре часа: в пределах России возможны куда более длительные путешествия самолетом. Всего три тысячи километров разделяют столицы России и Узбекистана. При этом когда-то достаточно прочная дружба между этими частями территории СССР сегодня разрушается в силу разных причин. К имперскому и советскому прошлому в Узбекистане относятся неоднозначно. Одни считают его важной вехой в истории развития страны, другие занимают ревизионистские позиции. Результатом такой борьбы внутри общества стал демонтаж памятников выдающимся русским культурным и общественным деятелям. Так, во всей стране установлен на сегодня всего один памятник Александру Пушкину.

Схожу с трапа самолета – вот и первое иностранное государство, которое я посещаю с начала пандемии. Становится не по себе: несколько десятилетий назад это был бы внутренний рейс. Новое здание аэропорта, чистота и порядок, быстрое завершение таможенных процедур – как бывалый путешественник я приятно удивлена.


Виды Ташкента

Виды Ташкента

Виды Ташкента

Раннее утро. Я иду по улице Бобура и не перестаю удивляться: хорошие дороги, новое освещение, многочисленные скверы, новые здания и даже урны для раздельного сбора мусора – Ташкент умеет производить яркое впечатление. До встречи на Боткинском кладбище у меня есть пять часов. Хочу проникнуться атмосферой Узбекистана: заглянуть в мечети, медресе и на рынок Чорсу. Затем отправиться на метро к назначенному месту. Пока я воплощаю в жизнь этот план, предлагаю вашему вниманию несколько фактов о старейшем русском кладбище Ташкента.

История Боткинского кладбища

Первые захоронения здесь появились в 1872 году – под них часть своей дачной земли отдал купец Николай Иванов. В центре кладбища было решено возвести православный храм – он действует по сей день и примечателен тем, что не прекращал свою работу при советской власти. На Боткинском кладбище хоронили врачей, ученых, деятелей культуры – всех, кто стремился облегчить жизнь местных жителей (как, например, врач Мария Шишова, которая в борьбе с болезнями проводила в кишлаках все свое время) и в короткие сроки способствовать развитию страны.

Боткинское кладбище и православный храм в начале ХХ века

После Первой мировой в Ташкенте находилось много пленных чехов, немцев, австрийцев и венгров. Тех, кто умирал от ран и инфекций, хоронили на восточной части Боткинского кладбища. Некрополь начал расширяться. В конце 1920-х годов появилась коммунистическая часть кладбища, где разместились захоронения представителей разных национальностей и конфессий, в том числе атеистов. Не только этнические русские, украинцы и белорусы, но и узбеки, армяне, греки, евреи обрели здесь последнее пристанище. Там же распложены могилы бойцов Красной Армии, сражавшихся в годы Великой Отечественной войны и погибших в ташкентских госпиталях.

Среди захороненных – десятки личностей с необычной судьбой. Здесь много военных, отмеченных государственными наградами, деятелей культуры и искусства, имена которых высечены на мемориальных табличках, врачей, инженеров и ученых, фамилии которых можно найти в авторитетных трудах. В частности, здесь похоронены составитель толкового словаря Дмитрий Ушаков, дочь Сергея Есенина, родственники Александра Керенского, жена и дочь архиепископа Луки Крымского, родители Анатолия Собчака и многие другие.

После распада Советского Союза русское население Узбекистана начало стремительно сокращаться. Этот процесс продолжается и сегодня: по официальным данным, к 2021 году количество этнических русских с 1989 года уменьшилось на 1 миллион и сегодня составляет 720 тысяч человек. Это отразилось и на состоянии Боткинского кладбища: за могилами стало некому следить. Захоронения начали зарастать травой, памятники – разрушаться, надписи – тускнеть.

Чтобы сохранить память об отцах и дедах, неравнодушные потомки русских переселенцев приходят на так называемые добрые посещения, которые организовывает Мария Юсупова. Об этом я и расскажу подробнее.

Боткинское кладбище сегодня

Ноябрьский день в Ташкенте напоминает разгар золотой осени в Москве. Я сижу на скамейке возле мемориала в честь погибших футболистов команды «Пахтакор». То и дело огненно-рыжие листья срываются с веток деревьев и плавно ложатся на сырую землю и холодный камень – Боткинское кладбище готовится к зиме.

Вскоре мое внимание привлекает группа людей разного возраста, в большинстве своем пожилых. Среди них выделяется активная невысокая девушка, которая увлеченно рассказывает что-то всем собравшимся. В ней я узнаю Марию Юсупову – активиста движения и администратора группы «Память о ташкентцах» в Facebook.

Мария пригласила меня на одно из добрых посещений. Они посвящены уборке и каталогизации могил, определению личностей захороненных. Те, кто приходят сюда один раз, как правило, возвращаются снова и снова: визиты во многом напоминают экскурсию, на которой делятся достижениями тех, кто здесь покоится. За время рассказа тот или иной участник посещения успевает вырвать с корнем сорняки и прибрать могилу – так обходят несколько рядов.

«Понятно, что мы не можем привести в порядок все кладбище, мы не можем отреставрировать все захоронения. Нас мало, решить глобально эту проблему не получается. Стараемся делать то, что в наших силах», – замечает девушка. С 2017 года Мария провела более 60 таких посещений, восстановила с другими волонтерами несколько памятников и обнаружила могилы ряда выдающихся людей.

Несмотря на то, что деятельность в какой-то степени способствовала росту интереса к проблеме Боткинского кладбища, активистам редко удается решить важные вопросы: движение немногочисленно, его работа не освещается в массмедиа, мешает бюрократия. Мария борется за признание мемориального статуса кладбища: это позволит привлечь стороннюю помощь, восстановить захоронения и спасти их от полного разрушения, ведь на землю претендует застройщик.

В Москве вопросами Боткинского кладбища занимается Александра Бирюкова. Она помогает Марии вести группу и пытается договариваться с разными организациями о помощи в этом деле: «Буквально по каждому клочку кладбища можно изучать историю. Для меня это важно не только потому, что здесь похоронены мои родственники, но и потому, что это кладбище является местом примирения: здесь нашли последнее пристанище как дворяне, так и рабочие, ученые, простые деревенские люди», – отмечает Александра.

Захоронения XIX века на Боткинском кладбище

Захоронения XIX века на Боткинском кладбище

Добрые посещения кладбища, организованные Марией Юсуповой

Добрые посещения кладбища, организованные Марией Юсуповой

На этом кладбище есть одна ничем не примечательная с виду могила. Тем не менее в ней покоится человек, благодаря которому Узбекистан с каждым годом наращивает свой туристический потенциал. Это инженер и археолог Илья Пославский, который в конце XIX века проводил исследование архитектурных памятников Самарканда. На его труды ориентировались в дальнейшем при реставрации Регистана – исторической площади с тремя медресе, включенными в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Русский Самарканд является не менее интересной вехой в истории Узбекистана, чему и будут посвящены следующие публикации.



RUSSKIE.ORG