10.01.2022 Родион Денисов

Эксперт: в деле получения зарубежными соотечественниками гражданства РФ появилась позитивная синергия

Наталья Еремина. Фото: личная страница на Facebook

Особое мнениеПроблемы миграцииРоссия и соотечественники

В конце 2021 года президент России внес проект нового закона «О гражданстве РФ», предусматривающий сокращение числа требований более чем к 20 категориям лиц при приеме их в российское гражданство. Суть и логику предлагаемых изменений, а также возможные перспективы для желающих получить российское гражданство жителей Эстонии порталу Tribuna.ee прокомментировала профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета, эксперта Российского совета по международным делам Наталья Еремина.

- Наталья Валерьевна, за последние годы российский закон о гражданстве менялся неоднократно. В чем заключается логика последних изменений, предложения о которых внес президент РФ буквально перед Новым годом?

- Подобные поправки связаны по большей части с необходимостью реализовать концепцию миграционной политики России до 2025 года. Стоит признать, что объем требований к получению гражданства даже в отношении лиц, способных к быстрой и полной адаптации, включая соотечественников, оставался значительным. Кроме того, сейчас повсюду наблюдается тенденция к сокращению бумажных требований за счет повышения качества контроля. Так, в данном проекте предусмотрена обязательная дактилоскопия для приобретающих гражданство. Поэтому в проекте основная цель - облегчить доступ к гражданству для соотечественников, при этом под ними понимают всех граждан бывшего СССР и их детей, а также о лиц, чьи близкие родственники являются гражданами России и там проживают. Кроме того, это лица, родившиеся в РФ до 6 февраля 1992 года. Такие лица получают право на упрощенную процедуру.

- А есть ли перспективы у соотечественников желающих получить российское гражданство, в т.ч. двойное, которое теоретически возможно для потомственных граждан Эстонии?

- Многое по-прежнему зависит от международных соглашений, если они не противоречат Конституции РФ, и соглашений между государствами. Это касается и лиц с двойным гражданством. Вообще, с точки зрения российского закона человек может иметь двойное гражданство, но на территории России рассматривается как гражданин России, а приобретение другого гражданства не влечет прекращение российского. Иностранный гражданин может подать документы на приобретение российского гражданства с учетом стандартных требований: проживание (вид на жительство), владение русским языком, знание истории и основ законодательства и если нет обстоятельств для отклонения прошения. Во всех случаях преимущества получают именно все те, кто родился или проживал на территории бывшей РСФСР, либо имеют родственников, родившихся или проживавших в РСФСР, территории бывшей Российской империи или бывшего СССР, что серьезно расширяет понятие соотечественников.

В отношении соотечественников в Эстонии, как и в целом в странах Прибалтики, нет каких-то специальных указаний, хотя в проекте, конечно, есть категория граждан без гражданства, но она не относится к конкретной стране. Надо сказать, что благодаря межгосударственным соглашениям между Россией и Эстонией, соотечественники без эстонского гражданства и до новых поправок имели возможность получать гражданство как носители русского языка. И еще раз подчеркну, что российская сторона, с учетом предлагаемых положений, не ставит ограничений на наличие у лица двойного гражданства.

- Расширенный доступ к гражданству РФ согласно предложенным поправкам будет и у выпускников российских учебных заведений?

- В законопроекте указано о приоритете тех, кто получил диплом с отличием в России и некоторых других лиц с учетом получения образования в России. Это говорит о целевых приоритетах в целом в миграционной программе. Однако, условное расширение числа соотечественников - это некоторое экстенсивное развитие миграционной политики. Качественные изменения касаются конкретного упрощения числа подаваемых документов при расширении числа лиц на получение гражданства в упрощенном порядке.

На этот же порядок как раз рассчитывают все участники программ переселения соотечественников. Поэтому здесь может быть позитивная синергия. Не менее важно, что президенту предоставлено право определять категории лиц, которые могут в упрощенном порядке получить гражданство.

- Что бы вы лично как эксперт по международным отношениям предложили изменить в нынешнем российском законе о гражданстве, исходя из логики его развития последних лет?

- На мой личный взгляд, в законе можно было бы предусмотреть особый и более легкий порядок получения гражданства для соотечественников из тех стран, где наблюдается очевидная русофобия, ведущая к нарушению прав человека. Так Россия показала бы себя как ответственная страна за судьбы не только неких «лиц», но и людей, оказавшихся в сложной ситуации, хотя при этом формально государство, в котором соотечественник проживает, не считается недемократическим. Это, конечно, потребует разработки своей шкалы демократичности с учетом той самой русофобии.

Tribuna.ee