Публикации

Сенаторы рекомендуют

Комитет Совета Федерации по делам СНГ проводит регулярный мониторинг реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Результатом изучения собранных материалов стали рекомендации по внесению изменений в действующую нормативно-правовую базу Госпрограммы. Об этой работе на научно-практической конференции «Итоги реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», прошедшей в декабре 2009 г., рассказал заместитель председателя Комитета по делам СНГ Борис Третяк. 

Механизм дает сбой


Комитету Совета Федерации по делам СНГ удалось, по словам Бориса Третяка, выявить ряд системных проблем в различных отраслях правового регулирования Государственной программы. Среди них первое место занимает чересчур сложная и длительная процедура легализации переселенца и членов его семьи на территории Российской Федерации.

- По существующим правилам участник Госпрограммы может в течение недели получить разрешение на временное проживание, но встать на учёт и зарегистрироваться по месту жительства многие прибывшие в Россию переселенцы не имеют возможности, так как у них, как правило, нет собственного жилья, - пояснил выступавший. - Соответственно, они не могут получить пособие по безработице, встать на учёт по улучшению жилищных условий, открыть свое дело и т.п. Это болезненно воспринимается переселенцами, провоцирует их использовать коррупционные и теневые методы для получения, а по сути ‑ приобретения за деньги, регистрации по месту жительства.

Второй по значению проблемой Борис Третяк назвал отсутствие механизма ответственности за невыполнение переселенцем обязательств, взятых вхождении в Государственную программу.

- Участник Государственной программы и члены его семьи должны проживать на территории субъекта Российской Федерации, указанного в свидетельстве участника, не менее двух лет, - продолжил он. – Однако после получения российского гражданства переселенец, согласно Конституции РФ, получает право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах страны. Нередко новоселы, получив пособие на обустройство, а затем и российское гражданство, переезжают в другой регион. Никакая ответственность за выезд с территории вселения им не грозит, а порядок возврата пособий на обустройство в подобных случаях не отрегулирован.

Заказать и стимулировать


Масса вопросов возникает в связи с обеспечением переселенцев работой. По установленному порядку соотечественник может получить свидетельство участника Государственной программы, когда его кандидатура согласована в том или ином субъекте Российской Федерации на определённое рабочее место. Однако, специальность переселенца часто не соответствует потребностям субъектов и работодателей. По статистике более половины всех отказов потенциальным переселенцам уполномоченные органы выносят в связи с отсутствием подходящих вакансий. Это объясняется, в частности тем, что работодатель не в состоянии бронировать вакансию для конкретного переселенца на продолжительное время. Кроме того, у самих переселенцев часто отсутствует реальный трудовой стаж по заявляемым ими специальностям.

С другой стороны, региональные службы занятости обладают далеко не полным перечнем вакансий, а работодатели предпочитают заниматься подбором персонала либо самостоятельно, либо при помощи частных кадровых агентств. Решить указанную проблему, по мнению специалистов Совета Федерации, можно путём целевого государственного заказа частным кадровым агентствам на подбор высококвалифицированного наёмного персонала из числа российских соотечественников за рубежом.

Обеспечению работой переселенцев мешают также отсутствие законодательных механизмов, стимулирующих российских работодателей принимать на работу соотечественников-переселенцев. Не секрет, что работодатели предпочитают нанимать трудовых мигрантов, которые не требуют социальных гарантий и постоянного жилья. Например, в 2008 году для Хабаровского края была установлена квота на выдачу 36135 иностранным гражданам разрешений на работу. При этом по состоянию на начало января 2009 г. Хабаровский край принял лишь 75 участников Государственной программы с членами семей. То же самое происходит и в других регионах, участвующих в реализации Государственной программы. Чтобы изменить ситуацию, нужно подтолкнуть предпринимателей к правильному выбору, например, ввести налоговые или иного рода преференции для организаций, использующих труд участников Государственной программы.

По чужим углам

В неразрешимую задачу для переселившихся из-за рубежа соотечественников превращается приобретение жилища. Лишь один из десяти участников Государственной программы сегодня имеет постоянное жильё, остальные либо снимают квартиры, либо заселяются в центры временного размещения (ЦВР), жить в которых разрешено ограниченное время, в течение которого переселенец должен решить свою жилищную проблему. Однако подавляющее большинство соотечественников приезжает в Российскую Федерацию из стран СНГ, где уровень жизни ниже, чем в России - у них нет средств на покупку жилья, на участие в ипотеке. Даже если участник Государственной программы устраивается на работу, то уровень заработной платы, как правило, не позволяет воспользоваться ипотечным кредитом. К тому же для получения ипотечного кредита необходимо иметь кредитную историю и поручителя, а переселенцу взять их неоткуда. 

В качестве серьезной проблемы Борис Третяк выделил неспособность субъектов Российской Федерации эффективно вовлекать соотечественников в реализацию действующих и планирующихся инфраструктурных проектови создавать для них, как и для коренного населения, новые рабочие места.

- Государственная программа должна являться неотъемлемой частью концепции миграционной политики и комплексной политики развития территорий, учитывающей необходимость как внешней миграции, так и маневрирования внутренними трудовыми ресурсами, - подчеркнул он.

Отдельной проблемой выступавший назвал несоответствие национального состава переселенцев этническому балансу, сложившемуся в Российской Федерации. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, русских в России насчитывалось 79,8 процентов населения. При этом по информации ФМС России, русские составляют лишь 64 процента переселившихся по Государственной программе, вместе с тем среди переселенцев немало представителей титульных наций государств исхода: армян, таджиков, узбеков, азербайджанцев, туркмен.

- На наш взгляд, - выразил точку зрения Комитета Совета Федерации по делам СНГ его руководитель, - одним из главных критериев миграционной политики должно стать сохранение устоявшихся пропорций в национальном составе населения России.

Комплексный подход


Итогом мониторинга реализации Государственной программы, проводимого Комитетом по делам СНГ, стали рекомендации по внесению изменений в действующую нормативно-правовую базу Государственной программы. Согласно предлагаемым изменениям, Государственная программа с 2012 года становится бессрочной; территорией вселения может стать весь субъект Российской Федерации, а не только его часть; право стать участником Государственной программы предоставляется обучающимся в российских вузах, компактно переселяющимся в сельскую местность, людям, ориентированным на ведение своего бизнеса, а также некоторым другим категориям соотечественников. При этом акцент делается на придании приграничным территориям Дальнего Востока статуса приоритетных, что подразумевает увеличение объёмов помощи из средств федерального бюджета как переселяющимся туда соотечественникам, так и регионам.

Совершенствование нормативно-правовой базы, как предполагается, будет комплексным и затронет не только Указы Президента России. Намечено внести изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях Российской Федерации - в части установления ответственности за невыполнение переселенцем взятых на себя обязательств при вхождении в Государственную программу (выезд с территории вселения менее чем через два года, невозврат пособия на обустройство в случае выезда с территории вселения). Должны быть внесены поправки в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» - в части предоставления участникам Государственной программы разрешения на временное проживание и вида на жительство, уточнения их правового статуса и придания свидетельству участника Государственной программы статуса документа, удостоверяющего личность, и в Федеральный закон «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» - в части определения порядка регистрации участников Государственной программы по месту жительства и устранения имеющихся ограничений прав в случае отсутствия регистрации.

- Ограничения прав граждан Российской Федерации, не имеющих регистрации по месту жительства, есть и в других законодательных актах, - отметил докладчик. - В частности, Жилищный кодекс РФ допускает постановку гражданина на учёт по улучшению жилищных условий на основании заявления, поданного им по месту жительства. Согласно Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации» решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости также только по месту жительства гражданина. По Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», определяющем перечень документов, предоставляемых для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, требуется предоставить подлинник или копию документа, подтверждающего адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя. Аналогичные требования подтверждения места жительства содержат законы «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и «Об актах гражданского состояния». Таким образом, проблема ограничений прав граждан, не имеющих регистрации по месту жительства, требует комплексного решения.

Рекомендации также предусматривают внесение изменений в Федеральный закон «Об образовании» - в части регулирования вопросов получения образования в учреждениях профессионального образования Российской Федерации участниками Государственной программы (порядка сдачи экзаменов и зачисления в учебные заведения, признания документов об образовании, выданных в стране исхода), в Налоговый кодекс РФ - в части предоставления статуса налогового резидента участникам Государственной программы, а также порядка предоставления налогового вычета некоторым группам соотечественников – участников Государственной программы.

Предлагается внести поправки и в Таможенный кодекс РФ с целью облегчения процедуры таможенного оформления ввозимого оборудования, материальных и транспортных средств соотечественниками-предпринимателями. Помимо изменений в федеральные законы, дальнейшая реализация Государственной программы потребует, по мнению авторов рекомендаций, дополнений в действующие нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ, а также принятия ряда новых нормативно-правовых актов.

Елена ПЕРЕВЕДЕНЦЕВА


Источник: Журнал "Земляки"