Публикации

Заведующий консульским отделом Посольства Российской Федерации в Эстонской Республике С.Степанов о работе российских дипломатов

Заведующий консульским отделом Посольства Российской Федерации в Эстонской Республике Сергей Леонидович Степанов утверждает, что российские соотечественники, проживающие в Эстонии, отличаются и поведением, и мышлением от российских диаспор, проживающих, например, в Средней Азии или в дальнем зарубежье.

Об этом и многом другом российский дипломат рассказал в интервью, опубликованном на страницах журнала «Балтийский мир».

«Мы заинтересованы в том, чтобы организации соотечественников помогали нашим гражданам» ВОПРОС: Вопрос первый простой и сложный одновременно — каковы обязанности и функции консульской службы как института? Какими нормативными актами они определяются, какими рамками очерчены полномочия и возможности консулов России, работающих за рубежом? Могли бы вы рассказать об этом в самых общих чертах?

СЕРГЕЙ СТЕПАНОВ: В настоящее время в мире работает порядка 250 российских консульских учреждений, а самой службе недавно исполнилось 200 лет. Естественно, что за эти годы накоплен богатый опыт, сформировались традиции. Однако распад СССР, в результате чего за рубежом оказались миллионы наших соотечественников, возросшее число выезжающих за границу россиян (например, только египетские курорты в прошлом году посетили около 3 миллионов российских граждан) предъявили новые требования к консульской службе. На несколько порядков возросли объёмы работы, возникли новые вопросы, которые, в советские времена не были столь актуальны.

Говоря о нормативно-правовой базе консульской работы, следует отметить, что основополагающим документом является Конвенция о консульских сношениях 1963 года. Деятельность российской консульской службы регламентирует новый Консульский устав, вступивший в силу 4 января 2011 года, а также другие многосторонние и двусторонние международные договоры, заключённые с различными странами или международными организациями и регулирующие отдельные аспекты консульской работы. Вы знаете, что достаточно эффективно действует недавно заключённое Соглашение Россия — ЕС об упрощении выдачи виз. Мы постоянно следим за появлением новых тенденций, с тем чтобы на правовом уровне регулировать возникающие сложности и, следовательно, облегчать жизнь наших граждан за рубежом.

ВОПРОС: Эстония — специфическое государство, здесь более 10 процентов населения, около 150 тысяч человек, являются гражданами Российской Федерации. Кроме того, ещё около 150 тысяч являются российскими соотечественниками, то есть имеют связи с Россией и, соответственно, специфические потребности. По сути, это население небольшого города, например районного центра или даже областного. Как на работе консульского отдела Посольства РФ отражается данная специфика?

СЕРГЕЙ СТЕПАНОВ: Конечно, каждая страна имеет свою специфику, и Эстония в этом смысле не исключение. Имея тесные контакты с исторической родиной, большое число наших соотечественников сталкиваются с необходимостью решать проблемы, связанные с нотариатом, ЗАГСом, оформлением различных документов. Незаменимая роль в этом принадлежит именно консульским учреждениям России, работающим в Эстонии. Паспортно-визовая работа в их деятельности — это ещё один большой и чувствительный пласт, очень трудоёмкий. Но именно он находится на поверхности и привлекает к себе пристальное внимание. К сожалению, немногие знают, что при оформлении паспорта анкета-заявление проходит 14 стадий, каждая из которых — труд людей и, естественно, время. Полагаю, что каждый здравомыслящий человек понимает, что 20 тысяч паспортов оформить в короткий отрезок времени невозможно ни при каких обстоятельствах.

Хотелось бы заметить, что зачастую ажиотаж вокруг замены паспортов вызван ещё и тем, что люди, открывая паспорт, вдруг обнаруживают, что его надо срочно менять, а ведь на это потребуется минимум три месяца.

ВОПРОС: Находите ли вы понимание этой специфической ситуации у властей Эстонии, идут ли они на сотрудничество с целью улучшения консульского обслуживания граждан России — постоянных жителей Эстонии? Обращалось ли Посольство РФ и МИД РФ к эстонской стороне с инициативами, которые могли бы помочь жителям Эстонии улучшить качество консульского обслуживания? Ведь, например, то же самое документирование российских граждан для жителей Эстонии тесно связано с реализацией некоторых прав человека…

СЕРГЕЙ СТЕПАНОВ: Мы работаем на предоставленных эстонским правительством для консульства помещениях. Они защищены договором об установлении дипотношений и дипломатическим иммунитетом. Наём дополнительных помещений либо работа дипломата на другой территории требует согласия властей и дополнительного финансирования. Более того, международная практика знает случаи квотирования персонала диппредставительств.

ВОПРОС: В последние несколько месяцев в эстонских и российских СМИ усилилась критика работы консульского отдела Посольства РФ в Эстонии. Вы дали на эту критику довольно развёрнутый ответ, пояснив, что сложности в работе консульской службы возникли в результате объективных причин, однако мы бы просили кратко рассказать об этих сложностях и нашим читателям.

СЕРГЕЙ СТЕПАНОВ: Мы используем все возможности, задействуем резервы для смягчения сложившейся в последнее время напряжённой атмосферы вокруг консульского отдела. Так, приём заявлений на обмен паспорта будет комбинированным: в утренние часы — по предварительной записи по специально выделенному для этих целей мобильному телефону, в вечернее время — два раза в неделю в порядке живой очереди. Мы сохранили практику отдельного приёма льготников и первичной выдачи паспорта. Уже неделю в помещении визовой секции ведётся выдача справок о нахождении в живых. Продолжается работа по организации выездных приёмов в отдельные места компактного проживания россиян, а также посещение на дому тех, кто с трудом может передвигаться. Увеличивается количество желающих оформить так называемые биометрические паспорта со сроком действия десять лет.

Вместе с тем мы не можем все приоритеты отдать паспортам в ущерб другой работе, также важной для наших соотечественников, о которой упоминалось выше. Поэтому коллектив отдела надеется на понимание с их стороны. Людям, однако, свойственно обращать внимание прежде всего на собственные нужды, а не на трудности госслужащих, в том числе работников консульского отдела. Наверное, в этом и есть специфика.

ВОПРОС: Напрашивается вопрос: конечно, такая важная миссия, как паспортизация граждан, является сугубо государственным, жёстко регламентированным процессом, однако может есть какая-либо возможность привлечь в качестве помощников и партнёров к решению сложившейся, можно сказать, экстренной ситуации общественность — представителей российских граждан, российских соотечественников? Например, обратиться за содействием в консультировании по заполнению документов к молодёжным организациям или к структурам, участвующим в работе Координационного совета соотечественников? Есть ли смысл рассматривать такую идею?

СЕРГЕЙ СТЕПАНОВ: К сожалению, мы не имеем права привлекать к консульской работе какие-то общественные организации. Вы знаете, что с апреля 2009 года действует соответствующий административный регламент, который очень подробно регулирует выполнение государственной функции по оформлению паспортов, и этот закон мы обязаны неукоснительно и точно исполнять.

Второе. Процесс обработки документов, необходимых для изготовления паспорта, уже просто невозможен без компьютерного и программного обеспечения, а это серьёзные финансовые затраты. Нам известно, что некоторые частные организации, имеющие для основной работы необходимую оргтехнику, осуществляют помощь гражданам в подготовке пакета документов, используя интернет-ресурс www.passportzu.ru. Это позволяет минимизировать время приёма документов, и соответственно большее количество граждан сдаёт их в приёмные часы. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы организации соотечественников помогали нашим гражданам именно в подготовке соответствующего пакета документов.

ВОПРОС: И последний вопрос. Вопрос, который журнал «Балтийский мир» традиционно задаёт российским дипломатам, работающим в государствах Прибалтики. Каковы ваши впечатления от знакомства с русской общиной Эстонии? Какие специфические черты вы заметили у «эстонских» русских, чем они отличаются от русских других стран или жителей России? Появились ли у вас в Эстонии друзья, знакомые, с которыми вы сохраните общение и после окончания командировки?

СЕРГЕЙ СТЕПАНОВ: Каждая командировка за рубеж оставляет свой след в жизни дипломата, и, естественно, впечатления о стране не походят друг на друга, так же как и наши соотечественники, проживающие здесь, отличаются и поведением, и мышлением от российских диаспор, проживающих, например, в Средней Азии или в дальнем зарубежье. И конечно же, у меня останется в Эстонии много чрезвычайно хороших знакомых, которыми я искренне дорожу.

Инофрмационный портал русской общины Эстонии